На сколько России хватит денег Резервного фонда? Только за февраль потратили 500 млрд

На сколько России хватит денег Резервного фонда? Только за февраль потратили 500 млрд

Силуанов запустил руки в последнюю кубышку

Никогда не ожидал, что все произойдет так быстро, незаметно и буднично. И даже без анестезии. Взяли и потратили 500 млрд рублей из Резервного фонда — неприкосновенного запаса страны. Причем их хватило всего на один февраль. Если тратить теми же темпами, то до конца года нам придется забрать оттуда еще как минимум 5 трлн. В результате в Резервном фонде к началу 2016 года останутся жалкие крохи. По данным Минфина, на начало февраля его совокупный объем немногим превысил 5,86 трлн рублей.

фото: Геннадий Черкасов

Экономическая ситуация в нашей стране оказалась гораздо хуже, нежели обещали самые последние пессимисты. В конце 2014 года наши чиновники еще на что-то рассчитывали. Например, Минэкономразвития надеялось, что падение ВВП не превысит 0,8%, хотя и западные, и отечественные независимые эксперты прогнозировали 4–5%.

Сейчас ведомство Алексея Улюкаева признает, что экономика рухнет на 3%. Однако свои прогнозы Минэкономразвития пересматривает в последнее время каждые три месяца. Поэтому озвученный Улюкаевым уровень можно смело умножать на два.

Если внимательно присмотреться к заявлению первого замминистра финансов Татьяны Нестеренко, сделанному на последнем заседании годовой коллегии Казначейства, то жить не хочется. Она уверена, что дефицит российского бюджета в 2015 году составит 3,7% ВВП.

Причем это только в том случае, если Госдума разрешит правительству взять из Резервного фонда помимо уже потраченных 500 млрд рублей еще не менее 3 трлн. На том же заседании это специально подчеркнул глава Минфина Антон Силуанов. Если денег не выделят, то последствия, по словам Нестеренко, окажутся еще более плачевными. Дефицит бюджета в 2015 году вырастет до 4,7% ВВП — или, по оценке экспертов «МК», около 3,5 трлн рублей.

Закрыть эту дыру будет нечем, так как, напомнила Нестеренко, кредитование на зарубежных рынках для России фактически закрыто, а нужных средств внутри страны просто не существует.

Однако даже чтобы получить дефицит бюджета в 3,7% ВВП, необходимы не только деньги из Резервного фонда, но и резкое сокращение расходов, что обычно называют секвестром. По расчетам Нестеренко, доходы в пересмотренном бюджете в лучшем случае составят 13,5 трлн рублей, или 17% ВВП. Это является «худшим показателем за 15 лет. Меньше доходов у нас не было», — отметила Нестеренко. При этом расходы в 15,2 трлн рублей (20,8% ВВП) пока снизить не удается.

Впрочем, Минфин надеется, что его предложения урезать расходную часть бюджета более чем на 1,07 трлн рублей будут одобрены сначала правительством, а потом и Госдумой. Скорректированный бюджет предполагается представить кабинету министров 4 марта, а когда он поступит в парламент — пока не известно. В первую очередь Минфин предлагает сэкономить на инвестиционных проектах, в частности, будут заморожены все не начатые крупные стройки, кроме Керченского моста. Кроме того, чиновники могут отказаться от индексации зарплат бюджетников и силовиков. Последние уже начали ударно сокращать свои расходы на 10%.

Но долго ли продержится Россия на бюджетной экономии, которая, как правило, ведет к падению ВВП? Если не дать новые стимулы отечественному бизнесу, не спасет никакой Резервный фонд.

Что может сыграть роль такого стимула? Никто еще не придумал более действенного инструмента, кроме дешевых кредитов. Если их не дают на Западе, нужно искать в ЦБ. Но Банк России сейчас дает их под 15% годовых. Не случайно Нестеренко жаловалась на самые худшие показатели поступлений в бюджет. При такой ставке предприниматели либо сворачивают свой бизнес, не имея возможности платить налоги и социальные взносы, либо уходят в тень. По оценке экспертов Высшей школы экономики и аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова, занятость в теневом секторе выросла с ноября по февраль на 3–4 млн человек. Теперь в неформальном секторе оказались 17–18 млн работников, или каждый пятый активный житель страны.

Но чем дальше тем страшнее — за последние месяцы 28% малых и средних предприятий России урезали штат и зарплаты, а с 2013 года количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 600 тысяч.

В январе число реальных безработных в нашей стране превысило 4,2 млн человек — 5,5% рабочей силы. Правда, число зарегистрированных на бирже труда пока меньше — около 960 тысяч человек. Но по прогнозу Минтруда к концу 2015 года эта цифра может вырасти до 1,6 млн.

Конечно, можно продолжать потрошить Резервный фонд или надеяться на повышение цен на нефть. Только это — билет в один конец. Очевидно, что нужны кардинальные реформы в налоговой и судебной системах, тотальная ликвидация коррупционной составляющей, о чем накануне вполне прозрачно намекал глава СРК Александр Бастрыкин, и, наконец, прекращение оттока капитала из России, который зависит от реализации предыдущих составляющих.

В ином случае к 2017 году российскую экономику ожидает летальный исход. К чему это привело 100 лет назад, все прекрасно помнят.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей