Стоит ли рубить сук, на котором мы сидим?

Стоит ли рубить сук, на котором мы сидим?

Как российских экспортеров лишают конкурентосособности

Отечественные производители кабельной продукции грозят срывом госзаказа – они больше не в состоянии покупать медь и алюминий по долларовым ценам. При этом государство, хоть и ответственно за курс рубля, отказывается учитывать девальвацию и повышать бюджет своих заказов. В итоге крайними могут оказаться российские металлурги – кабельщики уже потребовали от них скидок. Но готовы ли российские экспортеры биржевых товаров тащить на себе всю ношу рухнувшего рубля?

Несмотря на рухнувший рубль, энергокомпании требуют от российских кабельщиков и металлургов кабель по старым ценам.

Логика производителей кабеля проста – металлурги, как и все немногочисленные экспортеры в нашей стране, выигрывают от слабого рубля, ведь доходы от продажи своих товаров они получают в долларовых ценах. Поэтому именно за их счет должны быть скомпенсированы потери внутренних производителей.

Однако все не так просто – выручка наших металлургов идет на погашение кредитных обязательств, которые практически полностью выданы в долларах США. Например, по информации СМИ, на долю долларовых кредитов компании Норникель - второго крупнейшего в России производителя меди - приходится 88% долга.

Также отечественные производители цветных металлов импортируют большую часть своего сырья из-за рубежа. Так, например, более 55% бокситов и свыше 66% глинозема для производства алюминия поставляется в нашу страну из Австралии, Гвинеи, Гайаны, Ямайки и Ирландии.

Не стоит также забывать, что модель российской экономики устроена таким образом, что крупная отечественная промышленность, в частности, металлургия уже несет на себе повышенную нагрузку в виде субсидирования тарифов госмонополий для населения. В результате граждане страны защищены от еще более высокой стоимости тепла, электричества и услуг железнодорожного транспорта.

При этом за последние годы нагрузка на промышленность многократно увеличилась — с 2007 года цены на электроэнергию и транспортировку грузов выросли в 2 раза, цены на природный газ — в 2,6 раза. В то время как отпускные цены промпредприятий за этот же период выросли всего в 1,5 раза.

В 2015 году железнодорожники намерены в очередной раз индексировать свои тарифы на грузоперевозки на 10%, тогда стоимость экспортных перевозок поднимется в целом и вовсе на более чем 23 %, еще более усугубив положение экспортеров.

Другими словами, отечественные промышленные предприятия оплачивают инвестпрограммы госмонополий и не имеют возможности повышать зарплаты, модернизироваться, а значит, и успешно конкурировать на международном рынке.

«Непропорционально высокий рост тарифов монополий становится бомбой замедленного действия, которая грозит уничтожить все возможности для промышленного развития страны», – предупреждает Максим Балашов, директор по работе с естественными монополиями алюминиевой компании «РУСАЛ».

Девальвация рубля в России совпала с крупнейшим за последние 12 лет обвалом мировых цен на большинство биржевых товаров. Его спровоцировали рухнувшая нефть и сокращение темпов роста экономики Китая – эти два важнейших ориентира для инвесторов по всему миру заставили их сократить вложения во все сырьевые товары и избавляться от излишков.

Наиболее резко на это отреагировала именно медь, традиционно считающейся барометром состояния мировой экономики, – за минувший год цена на нее упала с $7450 до $5490 за тонну. За ним последовали никель, подешевевший до 11-месячного минимума, цинк, свинец, обновивший 2-летний минимум и другие металлы. Падать начали даже драгоценные металлы золото, серебро, платина и палладий – традиционная «тихая гавань» для любого инвестора.

Особняком здесь смотрится лишь алюминий – в 2014 году цена на него не изменилась, закрепившись на уровне $1800 за тонну. Но это хорошая новость опять же лишь только на первый взгляд – цены на алюминий находятся на недооцененном низком уровне вот уже 7 лет, со времен кризиса 2008 года, когда достигнув пика в $3100 за тонну, цена на «крылатый металл» рухнула аж до $1300. Другими словами, всё это время производители алюминия фактически дотируют своих потребителей.

По мнению экспертов, не учитывать эту внешнюю конъюнктуру, перекладывая всю ответственность за спасение российской экономики только на плечи экспортеров, равносильно отрубанию сука, на котором мы сидим.

Решить этот вопрос предстоит Минпроторгу. Под председательством главы ведомства Дениса Мантурова на минувшей неделе уже прошло совещание с участием производителей меди и алюминия, а также представителей Ассоциации электрокабельщиков. По его итогам было решено разработать меры поддержки производителей кабеля.

В компании «РУСАЛ», которая представляла на совещании всю алюминиевую промышленность нашей страны, заявили, что уже «обсуждают с ключевыми кабельными заводами возможность заключения долгосрочных контрактов на предсказуемые объемы производства с понимаемым ценообразованием». Компания заявила, что сделает для внутренних потребителей 20-процентную скидку на циркониевую катанку и 6ххх, и 8ххх серий, что одновременно позволит стимулировать развитие новых технологий.

Как известно, благосостояние нашей страны зависит в основном от экспорта сырьевых товаров. Концентрация лишь на этом направлении, безусловно, является нашей слабостью, однако это одновременно и гарантия устойчивости в сложные времена. Сложившаяся в кабельной промышленности ситуация выглядит частной проблемой отдельно взятой отрасли, однако в текущих условиях она может оказаться типовой для целого ряда сфер российской экономики. Поэтому так важно найти разумные и эффективные пути ее решения. А разумным в данном случае является экономически-обоснованный компромисс между всеми участниками процесса. Госкомпании пересмотрят свои инвестпрограммы, возможно, сократив протяженность строительства сетей, но сохранив объемы финансирования, делая при этом ставку на наиболее эффективные и высокотехнологичные решения. Металлурги идут на разумные уступки в цене, позволяющие им держатся на плаву. Российские производители кабельной продукции должны, в свою очередь, повысить собственную эффективность, производительность труда и конкурентоспособность, чтобы с новыми условиями успешно выполнить все заказы. В результате из кризиса они выйдут более эффективными игроками, способными осваивать новые рынки.

Андрей Миронов




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей