Самопоедание прогнозов

Самопоедание прогнозов

Коллеги по редакции, а также просто знакомые часто спрашивают про ближайший курс рубля к доллару и евро...

фото: Геннадий Черкасов

Понятное дело — все хотят либо максимально сохранить свои сбережения, когда финансовый кризис крепнет день ото дня, либо как можно выгоднее купить валюту для поездки за границу. Что тут ответишь?

Конечно, первым делом ссылаюсь на Егора Гайдара, который категорически отказывался гадать на кофейной гуще. Но заинтересованные лица все равно настаивают, мягко намекая на мою профнепригодность. Тогда предлагаю оценки экспертов «МК», среди которых сплошь крепкие профессионалы. Но и в этом случае случаются проколы. Не все же пьют кофе. А к концу прошлого года вообще началась прогнозная вакханалия. Практически все профессиональные прогнозы, если не считать от директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева (да и то с определенным отклонением), не попали в цель. Например, еще в сентябре в прогнозном сообществе считалось, что обещать 40–42 рубля за доллар к Новому году — это чуть ли не кощунство. А наиболее близкие к действительности — 38–39. Более того, в Министерстве экономического развития, нашем главном правительственном прогнозном ведомстве, надеялись и вовсе на 37 руб/$.

Обидно, когда перед новогодними праздниками сослуживцы пеняли: и где твои 40 рублей, когда дело доходит чуть ли не до 70? И зачем ты нас сдерживал покупать валюту даже по запредельным ценам?

Оправдываться не буду. Экономический журналист нутром курс доллара должен чувствовать. Но все-таки переложу часть ответственности на государственных предсказателей экономического развития из Минэкономразвития.

Тем более что их не пинает разве только ленивый. Действительно, на каких показателях, рассчитанных в этом ведомстве, верстался бюджет-2015 в августе-сентябре прошлого года. Сейчас эти цифры могут вызвать разве лишь недоуменную улыбку: цены на нефть — $100 за баррель, инфляция — в худшем случае 7,3%, в лучшем — 6,5%, темпы роста ВВВП — 1% или даже все 3,3%, промышленность должна была показать рост в 1,6–2,8%, инвестиции — от 1,5% до 7,2%, реальная зарплата должна была вырасти в пределах 0,2–1,7%, доходы населения — до 2,3%, оборот розничной торговли — до 3,2%.

И весь этот массив макроданных был заложен в бюджет 2015 года. В результате его дефицит не должен был превысить 0,6% ВВП (порядка 600 млрд рублей). А ведь министр финансов Антон Силуанов еще в январе 2014 года на том Гайдаровском форуме предупреждал, что нефть может опуститься до $80 или даже ниже. Нет, проявили безудержный оптимизм.

Когда проект бюджета-2015 обсуждался в Госдуме в октябре прошлого года, то звучали многочисленные предупреждения от экспертов, включая Высшую школу экономики, что все эти цифры от Минэкономразвития не реальны, и предлагали увеличить бюджетный дефицит до 1,5–3% ВВП. Но глава Комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрей Макаров эти попытки отверг, заявив, что в этом случае придется весь бюджет отправить на доработку, не допустив даже до первого чтения. А это чревато политическим кризисом.

Так что бюджет приняли на основе августовских (сильно завышенных) предположениях ведомства Алексея Улюкаева. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко порывалась вызвать его на ковер за несбыточные надежды, но министр, как правило, отправляет в Совфед своих замов.

Впрочем, надо отдать должное — макроэкономические прогнозы да еще в сфере нефтяных цен практически никому в мире не по зубам. Кто же знал даже в прошлом сентябре, что Эр-Рияд объявит ценовую войну на два фронта: и против России, быстро выталкивающую Саудовскую Аравию с китайского рынка (за 2014 год мы нарастили туда поставки сразу на треть, а саудовцы потеряли 3%), и против США с их сланцевой нефтью. Кстати, похоже, что новый король Саудовской Аравии может несколько снизить свое давление на мировой рынок нефти. Все больше данных о закрытии месторождений в США. Не случайно 31 января нефть марки Brent отыграла сразу почти $5 за баррель — с $48 до почти $53.

Вот и Минэкономразвития постоянно работает над ошибками. В декабре там уже прогнозировали нефть в 2015 году на уровне $80, а доллар — 49 рублей.

31 января пошли еще дальше. Уточненный прогноз, переданный в правительство (на его основе придется пересчитывать бюджет-2015 в марте), исходит уже из $50 за баррель (хотя многие эксперты не против и $40). В этом случае ВВП России упадет на 3% (в декабре обещали только 0,8%). Инфляция декабря 2015-го к декабрю 2014-го составит более 12%. При этом в январе 2015 года инфляция в годовом выражении составит, по оценкам МЭР, 13,1%, а рост цен за январь превысит 2% (по данным Росстата — уже 2,1%). Пик инфляции, полагает Улюкаев, придется на апрель-май — до 15% годовых.

Реальные зарплаты упадут на 9%, реальные доходы на 6%. Отток капитала — $115 млрд (вместо прежних оценок в $90 млрд, а в начале 2014-го — $40 млрд).

Оценки опять слишком оптимистичные. Большинство экспертов, как наших, так и иностранных, при цене на нефть в пределах $50 уверены, что, например, ВВП упадет на 5–6%.

Вот только уточнять курс национальной валюты в Минэкономразвития пока не спешат. Видимо, согласны со своей декабрьской оценкой в 49 рублей. Тут уж на самом деле ногу можно сломать. С одной стороны, нефть пошла вверх. Но надолго ли? С другой — ЦБ снизил ключевую ставку с 17% до 15%, а значит, мегарегулятору труднее будет сдерживать давление на рубль.

Так что сколько будет стоить доллар или евро в рублях в этом году, никто доподлинно не знает.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей