От кино до еды. На чём россияне будут экономить в 2015 году

От кино до еды. На чём россияне будут экономить в 2015 году

Встреча Нового года может стать последним всплеском потребительского безумия перед затягиванием поясов

Экономический кризис гордо шагает по стране. Начинают ли люди потуже затягивать пояса?

Об этом «МК» спросил генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова.

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественого мнения, 77% наших сограждан уже экономят, причём 21% начали это делать в последние несколько месяцев. За полгода значительно снизился индекс потребительского доверия: с 52 до 36 пунктов — люди считают, что время для крупных покупок еще менее удачное, чем в конце 2009 года. Индекс кредитного доверия еще во втором квартале этого года, несмотря на внешнеполитические события, был достаточно высок — 40 пунктов. Теперь россиян накрыло реальными экономическими последствиями, и этот показатель скатился до 27. Если так, то почему люди толпятся в очередях за бытовой техникой опустошают магазины? И в чем они себе отказывают ради этого?

фото: Геннадий Черкасов

- По данным ВЦИОМ, индекс потребительского доверия невысок, но СМИ пишут о массовом спросе на технику и другие товары. С чем это связано?

- Такой ажиотажный спрос в основном в крупных центрах. У нас еще есть деревня, малые города. Мы делаем опросы по всей стране, поэтому ажиотажные явления в Москве, в Самаре, в Питере несколько размазываются. Второй фактор: ажиотажный спрос — это явление временное, пока цены в магазинах не поднялись и дешевые товары не закончились. В настоящий момент это в большинстве случаев уже произошло. В автосалон, например, придите и вам скажут: «Машины уже не продаем, ждем новую поставку, которая будет по новым ценам». Набеги на магазины — это конечное явление.

- В кризис 1998 года сметали крупы и консервы, сегодня — автомашины. Можно ли по изменению потребительского поведения понять, лучше мы жили последние годы, чем раньше, или нет?

- После кризиса 1998 года у нас было 15 лет экономического подъема, из которых только в 2009 был спад. Реальные доходы населения и его благосостояние очень здорово выросли, поэтому, конечно же, тогда покупали консервы, а сейчас покупают ЖК-дисплеи, телевизоры, холодильники.

- На чем по опыту прошлых лет экономят россияне? Можно ли делать прогнозы?

- Это зависит от уровня жизни. Есть те, кто экономит на яхтах, а есть те, кто экономит на гречке. Бедных у нас, по последним данным, 16-16,5 миллионов, они будут экономить на еде. Те, кто побогаче будут экономить на одежде, кто еще богаче — на бытовой технике, те, кто еще побогаче, будут экономить на машинах и квартирах. Развлечения попадут у большинства в категорию необязательных трат. Но Нового года это не коснется. Это главный семейный праздник и тут уже никак не получится сэкономить.

- В этот раз у нас есть и новые статьи расходов, которых не было в 2008 году: продленка, для многих часть услуг по образованию и медицине, возросшие в цене услуги ЖКХ, капремонт... Будет ли из-за этого экономия более жесткой?

- На всем, что вы перечислили, экономить невозможно. Разве что идти протестовать, жалобы писать, но это делает меньшинство. Экономить будут в других отраслях — большой привет кинопрокату, отрасли поп-корна и кока-колы. Очевидно, что ходить в кино будут меньше. Туристическая отрасль уже пожинает плоды. Люди если уж и будут куда-то ездить, то в обход турфирм, «дикарем» - спасибо Интернету, что это доступно.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей