Правительство рассмотрело проект фискальной политики до 2017 года

Правительство рассмотрело проект фискальной политики до 2017 года

Новых налогов не будет

На заседании правительства рассмотрели проект основных направлений налоговой политики на 2015–2017 годы. Этот концептуальный документ определяет, как и сколько мы будем платить налогов. Самый главный вывод — правительство в среднесрочной перспективе не предполагает существенно менять структуру фискальной системы, а также вводить новые налоги. Уже достигнутые показатели, с одной стороны, соответствуют минимальному уровню налоговой нагрузки развитых стран, с другой — обеспечивают стабильную наполняемость бюджетов всех уровней. Хотя не все эксперты с этим согласны.

фото: Наталья Мущинкина

Повышать доходы в бюджет чиновники планируют так. Сейчас налоговые изъятия в нефтегазовом секторе, включая таможенные пошлины на нефть, газ и продукты переработки, в три раза выше, чем аналогичные показатели в других отраслях. Эта тенденция продолжится. Например, вплоть до 2015 г. будет расти ставка НДПИ на газ.

Также вырастут акцизы на топливо ниже пятого класса, алкоголь, табак. Правда, по алкоголю Минфин уже частично пошел на попятную, согласившись заморозить в 2015 году ставку акциза на продукцию выше девяти градусов на уровне 2014 года, то есть 500 руб. за литр спирта. Связано это с падением легального производства и резким ростом теневого рынка, который превысил 50%.

Кроме того, с 2015 года начнется переход на налог на недвижимость физлиц — он заменит налог на имущество (через шесть лет его отменят вовсе. — «МК») и будет взиматься уже не с инвентаризационной стоимости жилья, а с кадастровой. Регионы до 2019 года вправе перейти на новый налог, но только после утверждения результатов государственной кадастровой оценки всех объектов капитального строительства.

Главным критиком этого выступает глава Счетной палаты Татьяна Голикова. Во-первых, в стране кадастровые базы для расчета налога составлены меньше чем наполовину. Росреестр явно не укладывается в отведенные сроки. Во-вторых, Голикова опасается, что за счет этого налога регионы попытаются компенсировать выпадающие доходы бюджета. Ведь ставки будут определять субъекты — то есть если правительство не ограничит местные власти, налог может оказаться чрезмерно высоким. По мнению экспертов, он может вырасти в 2–4 раза. Однако в Минфине заверили, что простым гражданам бояться нечего: ставки, закрепленные в Налоговом кодексе для жилой недвижимости и дач, — до 0,1%, для коммерческой — до 0,5%. Поэтому налог существенно вырастет только для крупных землевладельцев, собственников торговых центров и т.д.

Впрочем, в России есть и другие, альтернативные точки зрения на налоговую реформу. В частности, на Московском экономическом форуме (МЭФ), соорганизаторами которого являются президент Ассоциации «Росагромаш» Константин Бабкин и директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, предлагались гораздо более радикальные меры.

Во-первых, упростить налоговую отчетность до 1–2 листов. Согласно отчету Всемирного банка, подготовка налоговых документов в России отнимает у налогоплательщиков в 2 раза больше времени, чем в среднем по странам ЕС.

Во-вторых, установить инвестиционную премию по налогу на прибыль в размере 100%.

В-третьих, обнулить НДПИ и акцизы, которые влекут за собой удорожание сырьевых ресурсов на внутреннем рынке. Это, по расчетам экспертов форума, позволит снизить их стоимость для промышленности и населения в два раза. Взамен повысить экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты.

Однако Минфин предлагает прямо противоположное решение: снижение, а затем и ликвидацию через несколько лет экспортных пошлин на энергоресурсы при одновременном удвоении ставок НДПИ. Это, конечно, вызовет дальнейший рост цен на бензин. Чтобы его сдержать, Минфин планирует резко — в разы — уменьшить ставки топливных акцизов.




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей