Что случится раньше: рывок цен или побудка экономики?

Что случится раньше: рывок цен или побудка экономики?













фото: PhotoXPress





Любопытно, что шеф Клепача Алексей Улюкаев надеялся, что тенденция роста проявится раньше. Не так давно он утверждал: «Мне представляется, что низшую точку мы прошли в районе третьего квартала прошлого года, наметились довольно обнадеживающие симптомы постепенного выправления ситуации». Тогда Клепач министра запросто поправил: «Из-за погоды результаты третьего сдвинулись на четвертый квартал». То есть вместо реализации больших надежд всего лишь сезонный сдвиг. Теперь оптимизм Клепача строится на «определенном оживлении внешних рынков» и на том, что «эффект резкого сжатия инвестиций «Газпрома» и других госкомпаний перестанет действовать».

С оживлением внешних рынков все понятно. Как в сказке про Мальчиша-Кибальчиша: прискакала красная конница и порубала всех врагов мальчишей, так теперь ту же роль должен выполнить вернувшийся спрос на российское сырье. «Мальчиши» ни при чем. С инвестициями не так сказочно. Да, увы, главный инвестиционный генератор — это госкомпании (причина этого — отдельная тема); да, госкомпании в прошлом году «скупее стали в желаньях», то есть в инвестициях. Но вот в том, что от них пойдет инвестиционная волна, обеспечивающая подъем экономики уже во втором квартале, есть сомнения. В конце концов, заморозку их тарифов никто не отменял, инвестиционный олимпийский проект завершен. И сейчас ситуация с инвестициями — как с патронами в окружении. Росстат рапортует: спад инвестиций в основной капитал в РФ в январе 2014 года составил 7% к январю прошлого года. Январь-2014 куда трагичнее января-2013, когда был рост инвестиций на 2,9%.

«Мальчиши» сначала обрезали госкомпаниям доходы, а теперь ждут от них инвестиционного спурта. Мудро. Что еще? Клепач, по сути, делегирует ответственность за оживление экономики Центробанку. Делается это непрямо. Клепач надеется, что «даже с учетом девальвации рубля, которую мы наблюдаем, инфляция вряд ли выйдет за установленный целевой предел — до 5,5%. Пока мы скорее в середине этого интервала — около 5,3%». Инфляция в данном контексте не просто макроэкономический показатель, это ключ к кредитно-денежной политике. Клепач своим прогнозом призывает ЦБ не ужесточать ее. Однако по итогам заседания совета директоров 14 февраля ЦБ заявил, что, наоборот, готов кредитно-денежную политику ужесточить. ЦБ и Минэкономразвития разошлись в оценке влияния произошедшей девальвации рубля на рост цен.

Кто из них прав, каждый из нас почувствует по собственному карману, а заодно и по работе своего предприятия или бизнеса.

Эксперт «МК»: Игорь Николаев, директора Института стратегического анализа ФБК:

— Клепач должен говорить это по должности (про выход из стагнации во втором-третьем кварталах. — «МК»). Но он также обязан смотреть на ситуацию реалистичнее. Когда чиновник такого уровня говорит недействительные вещи, то это повышает нестабильность в стране. К тому же такие прогнозы означают, что в правительстве ничего не понимают. Досадно, ведь Клепач квалифицированный экономист. С чего он взял, что нас ждет разворот?! Если в прошлом году мы имели замедление экономики, то в этом к нему добавились лихорадка с курсом рубля и нестабильность в банковском секторе. Все эти факторы говорят о том, что лучше не будет. По моим прогнозам, в этом году мы еще сможем сдержать инфляцию. Но потом она составит 7–8%.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей