Собянин поставил диагноз транспортной системе столицы

Собянин поставил диагноз транспортной системе столицы Сергей Собянин предлагает частным инвесторам строить паркинги в Москве.

В минувшую субботу мэр Москвы инспектировал МКАД. Поездка по кольцевой и основным магистралям города, видимо, настолько расстроила Собянина, что во вторник он камня на камне не оставил от градостроительной политики своего предшественника. «Все градостроительные ошибки в мире, которые только могли быть собраны, сконцентрированы в московской транспортной системе», — сказал мэр Москвы на международном конгрессе «Организация дорожного движения в РФ», который проходит сегодня, 16 ноября.

Собянин — по результатам инспекции МКАД — пришел к выводу, что кольцевая автострада и вылетные магистрали столицы не соответствуют требованиям и нормативам, они «испещрены съездами и заездами», которые возникли из-за многочисленных торговых центров и заправок. Из-за этого, сказал мэр, они превратились в «проселочные дороги, на которые заезжают, как и где хотят».

Хотя движение в Москве и Подмосковье не скоординировано, каждый год строят миллионы квадратных метров жилья, а люди покупают сотни тысяч авто — все это осложняет и без того непростую транспортную ситуацию в мегаполисе.

Мэр считает, что градостроительная политика последних десятилетий мало способствовала решению транспортной проблемы столицы, а, наоборот, «ее усугубила». «Население Москвы выросло на треть, количество машин — на десятки процентов, а строительство дорог — на 1-2% от общей протяженности. Строительство метро и развитие общественного транспорта шло таким же образом», — сказал градоначальник.

Проблема также в том, что Москва и Московская область развивались изолированно друг от друга, не координируя свои действия, а схемы движения общественного транспорта разрабатывались отдельно в столице и в регионе. «Транзитных дорог вокруг Москвы практически не строилось. Сегодня мы с Минтрансом планируем строить такие дороги», — заверил мэр.

Гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян считает неправильным считать все решения Юрия Лужкова ошибочными, «поскольку одно только строительство Третьего транспортного кольца отчасти помогло разгрузить трассы». Однако, замечает эксперт, основные ошибки бывшего мэра — строительство жилья в сиюминутных интересах и то, что от застройщиков не требовали одновременно с домами строить паркинги.

Он согласен и с тем, что между Москвой и регионом не было координации. По мнению Микаеляна, уже давно надо было приступить к разгрузке Москвы и развитию пригородов, которые следует застраивать домами пониженной этажности. «Это разгрузит дороги и сместит нагрузку от центра города на окраины. А тысячи километров дополнительных дорог в пригородах создадут рабочие места и новые точки развития для бизнеса», — считает Агван Микаелян.

Где брать деньги на дорогу

Преодоление транспортного коллапса потребует колоссальных затрат. На заседании бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы 15 ноября состоялось обсуждение поправок к бюджету Москвы на 2011 год. Глава департамента финансов Вера Чистова представила предложения мэра, которые направлены на увеличение дефицита столичного бюджета (по сравнению с прежним вариантом) в 1,5 раза — до 146,08 млрд рублей. Первый заммэра, глава стройкомплекса Владимир Ресин уже сообщил, что в следующем году финансирование дорог увеличится вдвое — до 100 млрд рублей. Чтобы собрать средства, в том числе и на решение транспортной проблемы, Сергей Собянин намерен продать госимущества на сумму 13,9 млрд рублей, что в 15 раз больше, чем планировал предыдущий мэр Юрий Лужков.

Но Микаелян считает, что этим цифрам можно будет верить, если скажут, сколько километров дорог будет построено на эти деньги — потому что не факт, что увеличение затрат вдвое обернется двукратным приростом километража.

А директор аналитического департамента инвестгруппы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский считает, что запланированный на будущий год дефицит городского бюджета достаточно велик, и до бесконечности его раздувать нельзя.

«В 2007 году бюджет Москвы сравнялся с бюджетом Нью-Йорка, но разве можно сравнить дороги здесь и там? Понятно, что если 10 лет в столице ничего для решения транспортной проблемы не делали, то теперь возникают сложности с финансированием»», — заявил BFM.ru экономист, отметив, что за 1-2 года проблемы не решить, а на помощь федералов в текущей макроэкономической ситуации рассчитывать не приходится.

Мэр понимает, что город не в силах в одиночку решить транспортную проблему, и призвал инвесторов участвовать в строительстве парковок в Москве. «Одна из кардинальных мер по решению транспортной проблемы — убрать машины с проезжей части дорог. Для этого нам нужно построить в Москве от 1 до 3 млн парковочных мест, а чтобы обеспечить Москву парковками, нужны крупные инвестиционные капиталовложения», — сказал Сергей Собянин. Он пообещал частным инвесторам поддержку: «Москва предоставит все возможности по выделению земельных участков и устройству инфраструктуры к этим паркингам».

В этой связи Владимир Рожанковский отмечает, что частный капитал может помочь не только построить паркинги, но и привести в порядок съезды к магистралям и прилегающие к ним дороги. Но, отмечают эксперты, инвесторов надо заинтересовать, а для этого придется подкорректировать закон и разрешить покупку земельных участков в Москве.

«На Западе существует практика, что частные владельцы строят и содержат в порядке прилегающую к их объектам инфраструктуру. Но в Москве продажи земли нет, только аренда, и арендаторы жалуются, что им не разрешают делать эти съезды. Мосгордума должна решить этот вопрос, так как никакой арендатор не будет решать эти проблемы и благоустраивать то, что ему не принадлежит», — считает Рожанковский.

Аналитики напоминают, что в мире существует практика займов, и власти Москвы могли бы выпустить облигации, чтобы полученные средства вложить в развитие дорожно-транспортной системы. Схему можно отработать на «пилотном» проекте. «У Москвы, так же как и у России, высший кредитный рейтинг (Fitch подтверждает долгосрочные рейтинги Москвы в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB» и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «F3», прогноз по долгосрочным рейтингам города по международной шкале — «позитивный», долгосрочный рейтинг Москвы по национальной шкале на уровне «AAA (rus)» со «стабильным» прогнозом — BFM.ru ) и ронять его нельзя. Но если городские облигации будут котироваться со спредом в 60 базисных пунктов по отношению к российским евробондам, которые удачно разместил Кудрин, то надо размещать такой заем, и под него кроить бюджет», — советует Владимир Рожанковский.

Он считает, что уже с учетом заемных средств, можно было бы кроить бюджет в 5-летней перспективе, и возможно, за счет наращивания такого заимствования многое удастся сделать не за пять лет, а за три года.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей