Онлайн-шопинг: покупателей мало, инвесторов много



Онлайн-шопинг: покупателей мало, инвесторов много Рынок электронной торговли в России оценивается в 10-11 млрд долларов. Фото: PhotoXPress

По словам экспертов, из-за недостаточной прозрачности в этом секторе рынка, реальный объем годовых вложений может достигать миллиарда долларов.

По прогнозам East-West Digital News, к 2015 году российский рынок вырастет до 23-30 млрд долларов, а к 2020 году может составить 40-60 млрд.

Самой большой популярностью у инвесторов пользуются интернет-магазины. Бизнесмены верят в перспективность рынка, несмотря на существующие в России барьеры для его развития: проблемы с доставкой товаров, недоверие со стороны потребителей, непопулярность безналичных платежей и дороговизну аренды.

По итогам первого квартала 2012 года, в России было 58 млн интернет-пользователей. В 2011 году каждый третий пользователь совершал покупки в Интернете.

Из всех видов электронной коммерции особенно быстро растет сектор продаж туристических услуг — на 70-80% в год.

Тайные сделки

За год инвестиции в российские интернет-компании выросли более чем в два раза, при этом размер средней сделки уменьшился.

По официальным данным, в прошлом году объем инвестиций в российский Интернет составил 537 млн долларов, но из-за недостатка прозрачности в этом секторе можно предположить, что общий размер вложений был больше — около 1 млрд долларов, полагает старший инвестиционный аналитик Fast Lane Ventures Андрей Куликов.

При этом средний размер сделки стал меньше. Сильнее всего сократились инвестиции на самых ранних — «посевных» — стадиях.

«Появились инвесторы, которые раскрывают, какие суммы они вкладывают на ранних этапах. Есть инвесторы, которые немного денег дают, а есть инвесторы, которые раскрывают небольшие инвестиции. Это «потянуло» средний размер сделки вниз», — объясняет Куликов.

На ранних стадиях инвесторы осторожничают и дают меньше денег, отмечает эксперт. Размер средней сделки в 2011 году на ранних стадиях стартапа почти в 300 раз меньше, чем на последних.

Онлайн-магазин: 7 лет до первой прибыли

«Интернет каждый год создает компании, которых раньше не было, которые создают новые сегменты, — рассказал в интервью Би-би-си Оскар Хартманн, основатель сайта KupiVIP. — Такая динамика появляется в каких-то секторах, но редко, например, после изменения законов или после войны».

По оценкам Fast Lane Ventures, 344 млн долларов было вложено в стартапы в области интернет-торговли. Рынок электронной коммерции эксперты оценивают в 10-11 млрд долларов. Это в двадцать раз меньше американского рынка и в восемь раз — британского, посчитали эксперты сайта East-West Digital News.

Российский рынок можно сравнить с итальянским или бразильским, но темпы роста у Бразилии в полтора раза выше, чем у России.

Инвестиции в интернет-магазины идут с большим отрывом от инвестиций в другие виды онлайн-компаний, например, видео или производителей программного обеспечения. Хотя втроем они составляют тройку лидеров по размеру инвестиций, если не считать поисковиков Yandex и Mail.ru или соцсетей «ВКонтакте» или Odnoklassniki, которые, однако, стартапами уже назвать нельзя.

Чтобы создать интернет-магазин, кроме вложений в сайт, персонал и маркетинг, нужно потратиться на склад и логистику, объясняет Андрей Куликов.

«Размер команды [сотрудников] в электронной коммерции больше, чем в других интернет-компаниях, — добавляет эксперт. — Кроме этого, инвестиции в электронную коммерцию начинают возвращаться далеко не сразу, и окупаемость таких проектов очень длинная».

Например, крупнейший интернет-ритейлер в мире Amazon, основанный в 1994 году, получил первую прибыль в 2001 году. При этом развитие компании совпало с кризисом доткомов в Америке.

Кроме того, в России выше стоимость аренды и сложнее организовать логистику.

Ждать курьера шесть часов

«В мире 90% всех билетов на концерты, игр и отелей покупают в Интернете», — рассказал Би-би-си вице-президент по работе с клиентами и рынками PricewaterhouseCoopers Дональд Алмейда.

В России доля покупок в Интернете не превышает 1,5%, посчитали аналитики сайта East-West Digital News. Это больше, чем, например, в Италии, но меньше, чем в среднем по Европе. Больше всего покупают в Интернете в США — 12% покупок совершается онлайн.

Российский покупатель все еще не доверяет интернет-магазинам, уверен директор по развитию бизнеса Ozon-Travel Дмитрий Яковлев.

«Есть большое количество людей, которые считают, что их обманут, что им продадут не тот размер одежды, привезут некачественный товар или люди просто исчезнут. Из-за этого популярны модели, при которых курьеру платят наличными после доставки», — рассказывает Яковлев.

Оплата покупок в интернет-магазине Ozon.ru на 80% производится наличными деньгами, рассказывает Дмитрий Яковлев, в то время как покупатели Ozon-Travel 70% сделок оплачивают онлайн.

«В России трудно доставлять посылки почтой, у нас дорогие склады, дорогая логистика и пока еще плохо платят карточками», — добавляет Андрей Куликов.

«Перед тем, как открывать свой магазин, я специально поставила эксперимент и все заказывала в Интернете, — рассказала Би-би-си предприниматель, открывшая свой интернет-магазин по продаже женской одежды американских марок. — Мне звонили курьеры и сообщали, что приедут в течение шести часов! Как можно, живя в таком динамичном городе, как Москва, быть на одном месте в течение шести часов!».

Екатерина Дробинина
Бизнес-корреспондент Би-би-си, Москва
 




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей