Защитит ли предпринимателей новый омбудсмен



Защитит ли предпринимателей новый омбудсмен Владимир Путин : «В России появится уполномоченный по защите прав всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов». Фото: РИА Новости

«В России появится уполномоченный по защите прав всех предпринимателей, а не только иностранных инвесторов. Он получит особый процессуальный статус», — заявил на форуме «Россия-2012» премьер–министр Владимир Путин. По его словам, уполномоченный получит право отстаивать интересы предпринимателей в суде, рассматривать их жалобы, вносить предложения в органы государственной власти. Также у него будет право приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и, в качестве обеспечительных мер, обращаться в суд для оперативной приостановки действий чиновников.

Премьер-министр уточнил, введение такого уполномоченного входит в состав первого пакета мер по улучшению инвестиционного климата. Он надеется, что это поможет России подняться сразу на сто строчек в рейтинге стран по уровню привлекательности условий для ведения бизнеса — со 120 места на 20-е.

Эксперты неоднозначно оценили инициативу премьера. Они в целом одобряют ее, но опасаются, что должность уполномоченного по защите прав предпринимателей будет носить декларативный характер. А кое-кто даже полагает, что это приведет к росту чиновничьего аппарата и коррупции в его рядах. Некоторые восприняли предложенную меру как предвыборный пиар.

«Уполномоченный, который ничего не может»

«Все будет зависеть от того, какими правами и полномочиями будет обладать уполномоченный по защите прав предпринимателей, — пояснил BFM.ru адвокат Генрих Падва, защищавший в судах многих известных бизнесменов, например, вице-президента наблюдательного совета ювелирного холдинга «Алтын» Антонину Бабосюк. — У нас уже есть уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, который ничего не может. Хотя Владимир Лукин очень уважаемый, опытный и признанный дипломат. Но он может только написать жалобу, к которой относятся так же, как и к жалобам адвокатов».

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации появилась в 1997 году. По закону, он независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Уполномоченного назначает Госдума сроком на 5 лет. Омбудсмен рассматривает жалобы россиян и находящихся на территории Российской Федерации иностранцев на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Уполномоченный вправе обратиться в суд в защиту прав и свобод человека, в прокуратуру и Конституционный суд.

По мнению Генриха Падвы, нового уполномоченного по защите прав предпринимателей нужно наделить реальными правами. «Это должно быть не просто декларирование, но должны быть гарантии, что эти права будут соблюдаться, чтобы уполномоченный действительно мог что-то сделать для предпринимателей. В этом случае это будет хорошо», — считает адвокат.

Бизнесмен Алексей Козлов, повздоривший с бывшим партнером Владимиром Слуцкером, а затем обвиненный в хищении акций столичного завода «Искож» (его дело после отмены приговора повторно слушается Пресненским судом Москвы) приветствует инициативу премьера. Однако он не уверен, что уполномоченный сможет оказать реальную помощь бизнесменам.

«Слова премьера очень хорошие, они укладываются в концепцию одного из его последних интервью о том, что нельзя использовать суды для отъема собственности. Однако наговорить можно много, но не является ли это только предвыборными обещаниями? Пока не понятно», — сомневается коммерсант. Он напомнил, что в 2008 году был арестован именно в тот день, когда президент Дмитрий Медведев призвал перестать «кошмарить» предпринимателей и бизнес.

Довольно осторожно высказывается насчет инициативы премьера и бывший вице-президент «Евросети» Борис Левин, отсидевший под стражей больше двух лет, а затем оправданный присяжными. «Идея хорошая, будем надеяться, что она заработает. Но, возможно, это просто слова перед выборами», — рассказал он BFM.ru.

Не скрывает своего скепсиса к инициативе премьера и Вадим Клювгант — адвокат экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского. В прошлом году пожалуй самому известному заключенному страны добавили второй срок, на сей раз за хищение нефти. Предпринимателя отправили в колонию на 13 лет. Ходорковский не раз заявлял, что оказался за решеткой из-за того, что финансировал не те партии, которое ему разрешали.

Слово и дело

«Это все эффектно на уровне предвыборной риторики, но глубины я не увидел, — заявил Вадим Клювгант в интервью BFM.ru. — Ко всем исходящим инициативам необходимо доверие, а оно возможно только тогда, когда есть доверие к самой власти».

Заявление Путина о том, что появление уполномоченного по защите прав предпринимателей позволит улучшить инвестиционный климат в России, вызывает у защитника только иронию. «Что нам сейчас нужно, так это улучшать человеческий инвестклимат, а также реальное соблюдение прав собственности и права распоряжаться ею, — сказал адвокат. — Этого сегодня нет. И нет благодаря той политике, которая проводится в отношении предпринимательства последние 10 лет. Как достигнуть улучшения? Соблюдать закон, а не извращать его. И не ставить на первый план интересы коррумпированной бюрократии в погонах».

По словам юриста, намерение «цивилизовать отношение власти к предпринимательству» требует тщательной проработки.

С ним согласен и адвокат Владимир Жеребенков, защищавший так и не дождавшуюся суда президента компании «КитЭлитНедвижимость» Веру Трифонову. Она умерла в московском СИЗО в 2010 году. Следователь отказывался изменить обвиняемой меру пресечения до тех пор, пока она не признает свою вину.

По мнению Жеребенкова, главная задача государства сейчас — не мешать работать бизнесу. «Людей загнобили и просто мешают работать. Практически у каждой организации сейчас существуют проблемы, которые им создают чиновники и правоохранители, — пояснил он. — У последних сформировали социальную неприязнь к бизнесу, к тому, что бизнесмены достойно живут. Поэтому у чиновников и силовиков иждивенческая психология — они считают, что раз так, то пусть делятся. Такое отношение нужно ломать».

По мнению Жеребенкова, появление нового уполномоченного раздует и без того большой чиновничий аппарат, ударит по карману налогоплательщиков и создаст почву для новой коррупционной составляющей.

«Нужно будет создавать целое министерство с огромным штатом. Но как уполномоченный сможет повлиять на правоохранителей и чиновников? — недоумевает юрист. — Уполномоченный или его сотрудники станут принимать взятки, чтобы направлять письма в разные инстанции».

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев констатирует, что сейчас бизнесмены больше всего доверяют арбитражному суду. Об этом свидетельствуют результаты последних опросов. Создание же аппарата уполномоченного по защите прав предпринимателей потребует значительных ресурсов: «Мы имеем в банковском деле финансового омбудсмена, который просто уже утонул в бумагах. Сотни писем поступают. Для их рассмотрения требуется привлекать большое количество экспертов. По бизнесу же это будет на порядки больше и проблем, и бумаг. И необходим очень дорогостоящий аппарат, потому что любое рассмотрение тех или иных предложений, защищающих интересы бизнеса, потребует — с учетом еще и законодательного несовершенства — очень квалифицированной помощи. Для этого нужны опытные юристы, а они, как правило, дорогостоящие», — рассказал эксперт.

При этом он отметил, что «какие институты не создавай», но если не решить проблему коррупции и защиты частной собственности, не откорректировать политику самого государства по отношению к бизнесу, «толку от создания тех или иных структур будет мало».




Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей