Закат Kodak: бывает ли бизнес вечным



Закат Kodak: бывает ли бизнес вечным Компания Stora Enso выпустила свою первую акцию в 1288 году. Фото: Русская служба Би-би-си

Закат Kodak: бывает ли бизнес вечным

Теперь под серьезной угрозой банкротства оказался еще и легендарный производитель фототехники Kodak. И не спешите пока убирать в шифоньер свой черный костюм: корпоративных похорон будет только больше.

Средняя продолжительность жизни компании, включенной в американский фондовый индекс S&P 500, составляет 15 лет. Еще в 1920-х годах, как отмечает профессор Йельского университета Ричард Фостер, этот показатель достигал 67 лет. Темп изменяемости корпоративного мира никогда прежде не был таким быстрым, говорит он. По оценкам профессора Фостера, к 2020 году более 75% компаний в списке S&P 500 будут новыми — такими, о которых сегодня мы еще не слышали.

Так что в мире, в котором два года назад бывший автомобильный колосс General Motors был спасен от банкротства крупным денежным вливанием из госбюджета, кажется уместным вопрос: как долго может прожить компания?

Глядя на восток

Наверное, это неудивительно, что самые долгоживущие компании находятся в стране, где и у людей продолжительность жизни самая большая в мире. В Японии сейчас более 20 тысяч фирм, которым перевалило за 100 лет. Там также есть несколько тысячелетних компаний, судя по данным кредитно-рейтингового агентства Tokyo Shoko Research. В их список вошла гостиница Nissiyama Onsen Keiunkan, открытая в 705 году — она считается одной из старейших компаний в мире.

В Японии даже есть специальный термин для обозначения компаний-долгожительниц — «синисэ».

В чем же секрет их долголетия? «Японские компании маленькие, и в основном управляются семьями, — объясняет профессор Макото Канда из университета Медзи Гакуин. — Кроме того, прибыль не единственная цель их существования, таково кредо».

Помимо этого, компании-синисэ, в основном, работают на внутренний японский рынок — от производителя соевых соусов Kikkoman's до небольших производителей сакэ, которым удавалось избегать слияний и поглощений, характерных на Западе.

«Эти условия нужно поддерживать, — говорит профессор Канда. — Иначе всем этим фирмам будет трудно сохранить долголетие».

Предсказывая будущее

Но условия, конечно, не могут не меняться. И что тогда?

Хотя из каждого правила есть исключения, основной фактор выживаемости — это упор на инновации и переосмысливание. К примеру, финская корпорация Nokia (более всего известная производством мобильным телефонов) начинала с производства резиновых изделий и бумаги, а затем некоторое время производила кабели, телевизоры и даже охотничьи ружья.
 


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей