У российских инвесторов в Германии проблемы с имиджем

 У российских инвесторов в Германии проблемы с имиджем Стремление работающих в Германии российских компаний скрыть свое происхождение эксперты объясняют их негативным имиджем в Германии. Фото: AP

Созданный в прошлом году при берлинском Свободном университете Центр по изучению доступа на немецкий рынок (German Center for Market Entry) представил на пресс-конференции в Берлине результаты своего исследования, посвященного инвестиционной деятельности российских компаний в Германии. Трудность, с которой в самом начале столкнулись аналитики, заключалась в поиске ответа на вопрос, какую именно компанию можно считать «российской фирмой, работающей на немецком рынке».

Сколько российских фирм в ФРГ

Директор центра Александр Тирпиц (Alexander Tirpitz) рассказал, что в качестве ориентира было решено взять российскую долю в капитале той или иной компании. У 1611 фирм в немецком регистре коммерческих предприятий она превышает четверть, что позволяет влиять на предпринимательскую политику, а 1438 из них на 70% и более находятся в собственности российских граждан. Общий объем их инвестиций в немецкую экономику в конце 2009 года превысил 7 млрд долларов.

Правда, не всегда возможно точно установить происхождение капитала. В исследовании принимал участие консультирующий многих российских инвесторов адвокат Кристиан фон Вистингхаузен (Christian von Wistinghausen), по словам которого, как минимум половина его клиентов не попадают в эту статистику, поскольку выходят на немецкий рынок обходными путями — через зарубежные холдинги.

Но и подавляющее большинство тех, что зарегистрированы в Германии на российских граждан и с однозначно российским капиталом, предпочитают не афишировать свою «национальность». Названия они стараются придумывать такие, чтобы в них не было ничего русского, а в управление нанимают немцев. А вот немецкие компании в России, подчеркнул фон Вистингхаузен, действуют наоборот и всячески педалируют свое происхождение.

Российские бизнесмены любят инкогнито

Такое желание российских бизнесменов оставаться инкогнито эксперты берлинского Центра по изучению доступа на немецкий рынок объясняют в первую очередь их негативным имиджем в Германии. Собственно, это главная проблема, с которой они сталкиваются на немецком рынке. Те российские предприятия в Германии, которые вообще согласились отвечать на вопросы исследователей, сетовали на то, что их бизнесу мешают всевозможные предрассудки, которые они воспринимают как протекционизм.

«Попробуйте, например, здесь, в Берлине, открыть для небольшого предприятия с российским капиталом фирменный счет в Deutsche Bank, — сказал Кристиан фон Вистингхаузен. — Это едва ли не труднее, чем создать само предприятие».

При этом именно российские инвесторы, по словам Александра Тирпица, чаще и активнее, чем другие зарубежные предприниматели, прибегают к услугам немецких юристов. «Это связано с тем, что русские воспринимают Германию как правовое государство и считают, что здесь надо вести дела непременно с соблюдением законов. Шаг вправо или влево от закона, думают они, и на пороге сразу появится полицейский», - прокомментировал такое положение дел фон Вистингхаузен,

Прагматичные интересы

Тон среди российских компаний в Германии задают крупные энергетические, металлургические и сырьевые концерны, такие как «Газпром» или «Роснефть». Им принадлежит львиная доля капиталовложений в немецкую экономику. Они преследуют стратегические цели — экспансию на новые рынки, укрепление конкурентоспособности, доступ к современным технологиям и конечным потребителям.

Однако около половины инвесторов из России — это малые и средние фирмы. Они весьма активны в таких областях немецкой экономики, как торговля, туризм, логистика, производство предметов роскоши, строительство, компьютерные технологии, сельское хозяйство, сфера услуг, общепит, гостиницы, авторемонт. Форма организации бизнеса — это, как правило, общество с ограниченной ответственностью (GmbH) с минимальным для Германии уставным капиталом в 25 тысяч евро.

Такие фирмы, по словам Кристиана фон Вистингхаузена, преследуют в основном прагматичные цели. Построить фабрику по производству ДСП, пояснил он, можно и в Сибири, где леса — хоть отбавляй. Но добиться качества, приемлемого для европейского рынка, там трудно. Поэтому российский инвестор предпочитает купить деревообрабатывающий завод в Германии, что позволяет ему не только поставлять товар на немецкий рынок, но и экспортировать его в Россию, где изделия со знаком Made in Germany по-прежнему котируются выше отечественных и стоят дороже. Бывает, что ради такой марки российские предприниматели создают в Германии параллельное производство товаров, которые они уже выпускают в России.

Еще один мотив, на который обратил внимание адвокат, — условия приобретения промышленного или, допустим, медицинского оборудования в Германии. Покупателям из России немецкие банки неохотно дают кредиты, требуют гарантий, взимают высокий процент. А вот зарегистрированное в ФРГ дочернее общество с ограниченной ответственностью может получить ссуду на куда более льготных условиях, а затем передать купленный томограф или комбайн в лизинг или перепродать материнской компании.

Александр Тирпиц в свою очередь назвал в числе мотивов российских инвесторов в Германии и банальное бегство капиталов. «Многие российские бизнесмены, — заявил он, — по-прежнему стараются выводить свои деньги из России и размещать их за границей».

Автор: Никита Жолквер, Берлин
Редактор: Андрей Кобяков


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей