Минэнерго хочет сделать запасы на зиму

 Минэнерго хочет сделать запасы на зиму Фото: PhotoXPress

Глава Минэнерго Сергей Шматко в среду, 13 июля, заявил, что в ближайшее время в России не должно возникнуть дефицита топлива, несмотря на то, что июль-август — традиционно пиковые месяцы с точки зрения спроса на него. Чтобы подстраховаться и исключить возможность повторения бензинового кризиса, который в первом полугодии привел к серьезному росту цен в целом ряде регионов России, топливо начнут резервировать.

Максимальный объем запасов зимнего дизтоплива, бензина и керосина в России составит около 2 млн тонн. Некоторые нефтяные компании уже подписали соответствующие соглашения. «Принципиальных разногласий нет ни с кем», — рассказал Шматко, отметив, правда, что пока не решены некоторые технические вопросы. По словам министра, предстоит решить, как резервное топливо «в течение двух-трех суток разбронировать и доставить куда-то».

Шматко не уточнил, сколько горючего будет предоставлять каждая нефтяная компания, однако заверил, что закупки будут производиться на рыночных условиях. Он отметил, что договорная база будет создана в ближайшее время, и она будет регламентирована и прозрачна.

Закупочным агентом станет «Роснефтегаз». Компания будет приобретать топливо на рынке либо за свой счет, либо привлекая кредитные ресурсы. «Топливо на НПЗ будет накапливаться (если у компаний окажутся свободные мощности) в Госросрезерве или в еще не купленном НПЗ «Роснефтегаза» (рассматривается площадка в центральной части России)», — рассказал Шматко.

Министр энергетики отметил, что «Роснефтегаз» — полностью государственное предприятие, и коммерческие риски будут учтены и приняты на правительственном уровне. При этом он не исключил, что «какие-то сделки могут быть убыточными».

Зарубежный опыт, по словам министра, показывает, что резервирование может оказаться довольно доходным делом. За границей на этом зарабатывают 300 – 400 млн долларов в год. «Ведь топливо будем покупать на спокойном рынке, а продавать — на растущих ценах», — объяснил глава Минэнерго.

Стоит отметить, что необходимость создания стратегического запаса нефтепродуктов обсуждается в России уже на протяжении нескольких лет. Ранее обсуждался вариант, согласно которому закупочным агентом мог стать «Транснефтепродукт» (монополист по транспортировке нефтепродуктов трубопроводным транспортом). В феврале этого года в Минэнерго заявили, что для подобных целей можно использовать Росрезерв. От последнего варианта, правда, в итоге отказались — чиновники решили, что создание стратегических запасов связано с решением огромного количества юридических вопросов и в целом нецелесообразно.

Эксперты сдержанно оценивают идею Шматко о создании резервов. Начальник отдела инвестиционного анализа УК «Универ» Дмитрий Александров считает, что в ближайшее время бензинового кризиса не будет, так как на решение этой проблемы направлены слишком серьезные ресурсы.

«Но в перспективе повторение ситуации вполне возможно — в России нет резервов мощностей, бензина производится практически столько, сколько потребляется, а с учетом неравномерности расположения НПЗ по территории страны, возможны локальные очаги дефицита при неблагоприятных обстоятельствах как конъюнктурного, так и технологически-логистического плана», — рассказал BFM.ru эксперт.

С тем, что надо иметь в наличии какой-то запас топлива, Александров согласен, однако объемы, по его словам, должны быть больше. «Для полной стабилизации рынка желательно иметь в резерве объемы квартального потребления. Соответственно, тут мы выходим по бензину на величину порядка 6-8 млн тонн, что позволит сбить любой рост цен и удовлетворить любой дефицит. Но опять же, при условии, что это не будет единое хранение где-то в ЦФО, а широкая сеть нефтепродуктохранилищ», — отметил он.

Управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский согласен, что объем запасов в 2 млн тонн нельзя назвать существенным, однако он может оказаться весьма востребованным для нормализации конъюнктуры на отдельных региональных рынках. «Но в масштабах всей страны этого недостаточно. Но «Роснефтегаз» будет иметь возможность получить прибыль на изменении стоимости нефти, так что коммерческий интерес, безусловно, в этом вопросе присутствует», — сказал BFM.ru Беседовский.

Аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Танурко рассказал BFM.ru, что 2 млн тонн хватит на 6 дней всероссийского потребления. «С учетом того, что дефицит не означает полного исчезновения топлива из продажи , 2 млн тонн вполне достаточно на сглаживание дефицита в течение нескольких недель. Но при этом следует понимать, что создание резерва — это не способ решения проблемы дефицита, а только инструмент для сглаживания ситуации в чрезвычайных обстоятельствах. Эффективность во многом будет зависеть от процедур проведения интервенций на рынке — необходимо максимально ускорить время реакции на возникающий дефицит», — рассказал эксперт.

Заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов считает, что заявление Шматко стоит рассматривать только «как попытку успокоить рынок, раскачивающий вместе с ценами на топливо кресло самого министра».

«Безусловно, резервирование топлива — дело прибыльное. Особенно когда оно будет осуществляться госкомпанией на кредитные деньги госбанков. Однако приведет ли такое резервирование к снижению цен на топливо — вопрос весьма спорный. Не говоря о потенциальном, но весьма вероятном желании «Роснефтегаза» получить от этого резервирования прибыль, само изъятие из оборота 2 млн тонн топлива и любые неосторожные манипуляции с этим фондом приведут к резким движениям цен на рынке. А с учетом того, что причины дефицита топлива в России до сих пор не выяснены, а сам топливный рынок сегодня склонен к панике, стоит ожидать весьма опасных последствий этого решения», — предупреждает Емельянов.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей