«АвтоВАЗ» пошел на захват рынка инвалидных колясок

 «АвтоВАЗ» пошел на захват рынка инвалидных колясок Фото: РИА Новости

В конце июня министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сообщила сенсационную новость — крупнейший российский завод по выпуску легковых автомобилей «АвтоВАЗ» будет собирать инвалидные коляски по лицензии известной германской фирмы Otto Bock. По словам Голиковой, производство этой продукции стартует 4 июля.

Министр пояснила, что такое решение было принято в рамках программы по снижению напряженности на рынке труда. «Для этого был отобран персонал из числа высвободившихся в ходе реорганизации «АвтоВАЗа» сотрудников», — сообщила она, подчеркнув, что если задуманное в итоге удастся претворить в жизнь, то «это будет серьезным и знаковым проектом».

Голикова выразила уверенность, что работники, которые собирали «Жигули», вполне могут справиться со сборкой инвалидных колясок. Для этого 18 человек уже прошли стажировку и обучение в Германии.

До конца этого года планируется собрать 10 тысяч колясок. Далее объем производства будет увеличиваться и в 2014 году предприятие рассчитывает выпустить уже 40 тысяч колясок. При этом предполагается, что немецкая компания на 78% локализует производство на территории России.

Директор «АвтоВАЗа» по внешним связям Игорь Буренков уточнил BFM.ru, что производство инвалидных колясок не будет осуществляться на мощностях для сборки автомообилей: «Речь идет о нашем дочернем предприятии, которое называется «Завод автомобильных компонентов». На нем производятся автокомпоненты для тольяттинского завода, но есть также площади, которые используются для других производств».

По словам Буренкова, к «АвтоВАЗу» обратилось немецкое предприятие Otto Bock, занимающееся медицинской техникой, с предложением организовать производство своей продукции. «Мы для этих целей выделили помещение, которое перед этим специально отремонтировали. Потом они туда доставили свое оборудование. Естественно, возник вопрос о том, кто будет там работать. Было организовано обучение людей — персонала из наших дочерних обществ, которые на сегодняшний день уже являются самостоятельными предприятиями. Таким образом и появилось это производство», — рассказал Буренков.

Собеседник BFM.ru также посетовал на то, что после заявления министра Татьяны Голиковой, во многих СМИ появилась не совсем точная информация относительно нового производства, и не совсем корректные высказывания по отношению к крупнейшему российскому заводу по производству легковых автомобилей. «Там прозвучало много разного по поводу качества нашей продукции. Были даны советы о том, как нам правильно использовать мощности «АвтоВАЗа». Уверяю вас, мы сами хорошо понимаем, какая у нас продукция, какие у нее есть плюсы и минусы. Также мы понимаем, каким образом наши мощности нужно использовать. Для этого у нас есть Программа развития до 2020 года, которая выложена на нашем официальном сайте», — подытожил Буренков.

С одной стороны, эксперты отмечают, что инициатива «АвтоВАЗа» вполне объяснима: на российском рынке хорошей продукции не хватает, так как большая часть ее поступает из Китая, а ВАЗ сможет конкурировать, «пробив» себе неплохие госконтракты. С другой стороны, российские производители колясок задаются вопросом — почему на концерне, которому регулярно выдают госкредиты, будут собираться зарубежные модели.

«Раз размещается такое огромное производство, то должен быть уже решен вопрос сбыта, а на сегодняшний день вся продукция покупается по 94-му закону: кто дешевле предложил, тот и выиграл конкурс», — рассказал Business FM замдиректора компании по производству инвалидных колясок «Катаржина» Игорь Гундеров. По его словам, компания вот уже много лет существует на рынке и производит порядка 2 тысяч колясок в год (то есть в 20 раз меньше, чем планирует «АвтоВАЗ»). «Почему у нас, российской фирмы, которая 16 лет занимается этим, не было гарантированного госзаказа, а зарубежная фирма получила такие гарантии», — задается вопросом он.

Главный редактор газеты «Авто-Известия» Олег Осипов считает, что в данном случае далеко не все факторы лежат на поверхности. «В свое время известный производитель сидений — компания «Лир» — предлагал «АвтоВАЗу» сделать для его машин современные сиденья за небольшие деньги. Но для этого требовался «откат». Именно поэтому тогда сделка сорвалась», — рассказал Осипов. «Не знаю, почему сейчас немцев выбрали. Наверное, у них есть какой-то особый интерес к «АвтоВАЗу», а может и сам «АвтоВАЗ» проявил инициативу. Они многое готовы делать, главное, чтобы не автомобили приличные производить», — считает эксперт.

Помимо производственных нюансов, эксперты не меньше озабочены тем, как статус «сборщика инвалидных колясок» повлияет на имидж «АвтоВАЗа». Некоторые специалисты говорят, что хуже уже не будет. Есть и те, кто полагают, что ситуацию можно использовать с выгодой.

«Если «АвтоВАЗ» сделает из этого некую социальную инициативу, то выпуск [таких изделий] может, действительно, стать неким репутационным толчком. Но посмотрим, как это будет обставлено и сколько будут эти кресла стоить, какого они будут качества», — сказал Business FM глава группы «Коммуникатор» Виктор Майклсон.

Стоит отметить, что на сегодняшний день средняя цена простой инвалидной коляски составляет 500 евро. Более продвинутые варианты обойдутся в 2 тысячи евро, а цена электрокресла доходит и до 5 тысяч. Эта сумма сопоставима со стоимостью выпускаемых «АвтоВАЗом» автомобилей. Эксперты опасаются, что качество инвалидных колясок может напоминать по уровню отечественные авто. Вся надежда в данном случае лишь на сотрудничество с немецкой компанией, отмечают они. Впрочем, оценить рынок сбыта данной продукции сейчас довольно сложно, поскольку в этом сегменте есть много места для маневра.

Напомним, в сентябре 2009 года в СМИ появилась информация о том, что работники «АвтоВАЗа» вместо «взрослых» автомобилей могут начать собирать игрушечные. Такое предложение высказало Министерство промышленности и торговли.

В Тольятти предложили создать технопарк по производству игр, игрушек, велосипедов и электромобилей. Идея создания игрушечного производства была включена в проект целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и отраслях торговли».

Предполагалось, что такое решение поддержало бы уволенных сотрудников предприятия. Тогда действующий на «АвтоВАЗе» независимый профсоюз «Единство» назвал предложение Минпромторга унизительным.

«АвтоВАЗ» увеличил продажи автомобилей на треть

По итогам работы в первом полугодии 2011 года «АвтоВАЗ» с учетом продаж компании «Объединенная автомобильная группа» (выпускает автомобили на «ИжАвто») и «Супер-Авто» реализовал в России 291,54 тысячи машин. Это на 31,3% выше аналогичного показателя 2010 года.

В июне отгрузки по России выросли до 55,029 тысячи машин, что на 7% по сравнению с июнем 2010 года и на 6,1% выше мая 2011 года. На экспорт поставлено 3,794 тысячи автомобилей против 3,058 тысячи годом ранее (за 6 месяцев — 24,414 тысячи).

Большинство продаж «АвтоВАЗа» за 6 месяцев пришлось на модель Kalina (+80,6%, до 72,576 тысячи штук), Priora (+13,4%, до 68,298 тысячи), 2105/2107 (+7,6%, до 55,292 тысячи), Samara (+9,3%, до 53,591 тысячи) и 4x4 (+38,2%, до 27,573 тысячи).

Предприятие в прошлом году выпустило 545,450 тысячи автомобилей, что на 85,1% выше показателя 2009 года, и продало 558,724 тысячи машин, тогда как в 2009 году — 384,246 тысячи. Завод в 2011 году намерен выпустить и реализовать 700 тысяч автомобилей и автокомплектов.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей