ФАС предупредила 8 нефтяных гигантов РФ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предупредила крупнейшие нефтяные компании страны о необходимости снизить цены на топливо и привести цены внутреннего рынка в соответствие с рыночной конъюнктурой.

Служба направила письма-предупреждения в адрес 8 компаний: ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Татнефть», ОАО «НК «Альянс» и ОАО АНК «Башнефть». Об этом говорится в сообщении ФАС.

«В результате падения цен на мировом рынке и изменения ставок вывозных пошлин цены внутреннего рынка должны были снизиться до экономически эффективного уровня в соответствии с принципом равноэффективности поставок на внутренний и внешний рынки», — утверждают в ведомстве.

В конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила нефтяным компаниям письма с требованием разъяснить причины роста цен и предостережением от их необоснованного повышения. Однако рост цен продолжился: с октября 2010 года по конец января 2011 года он составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.

Правительство РФ решило исправить ситуацию, попытавшись в феврале 2011 года включить управление ценами в ручном режиме. К тому моменту в России назревал топливный кризис, уже затронувший многие регионы страны — бензин исчез с АЗС независимых заправщиков, а крупные компании отпускали его с ограничениями и по высоким ценам. 10 февраля в ситуацию вмешался премьер-министр Владимир Путин, заподозривший сговор крупных компаний. Он поручил ФАС незамедлительно начать антимонопольные расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо. В этот же день ФАС возбудила дела в отношении «Газпром нефти», «Роснефти» и ЛУКОЙЛа за нарушение закона о конкуренции (началась так называемая третья волна дел против нефтяников).

Проблемы с топливом в России разгорелись с новой силой во второй половине апреля, когда на заправках в Алтайском крае ввели ограничения на продажу топлива. Затем нехватка топлива докатилась и до других регионов России, в том числе и до Москвы. На ситуацию отреагировал премьер-министр Владимир Путин, приказав всем компетентным ведомствам разобраться с возникшим дефицитом бензина. После этого Генпрокуратура и ФАС обрушились на нефтяные компании с обвинениями в ценовом сговоре и пообещали с этим разобраться. Правительство России на фоне роста цен на бензин и дефицита топлива с 1 мая решило повысить экспортные пошлины на бензин больше, чем планировалось — до 90% от ставки пошлины на нефть. 24 июня кабмин принял решение сохранить повышенную пошлину с 1 июля.

По данным Росстата, в среднем по РФ цены на автомобильный бензин в мае выросли на 13,5% к маю 2010 года (дизельное топливо выросло в цене на 26,4%), относительно предшествующего месяца (апреля) инфляция составила 6% (3,5% для дизеля). При этом по итогам января-мая 2011 года к январю-маю 2010 года цены на бензин увеличились на 10,8% (дизель подорожал на 26,5%).

В начале мая текущего года ФАС России уже направляла письмо в нефтяные компании о принятии мер по снижению цен на нефтепродукты. Большинство нефтяных компаний сослались на временной лаг между снижением net back на нефтепродукты и ценами внутреннего рынка (порядка 2-3 недель), отмечает ведомство.

«В тоже время, по данным информационно-аналитических агентств и иных источников информации, в периоде май – июнь 2011г. наблюдается устойчивая премиальность внутреннего рынка по отношению к мировым ценам. В настоящее время премия внутреннего рынка по дизельному топливу достигает от 1500 до 3000 руб/тн, а по бензину от 4000 до 6000 руб/тн.», — говорится в сообщении ФАС.

Ведомство также указывает на негибкость российских участников рынка нефтепродуктов. В июне текущего года по отношению к началу мая мировые котировки на дизельное топливо и бензины снизились на 12 и 17% соответственно, а расчетный net back на 17% и 22% соответственно. «При этом на внутреннем рынке снижение цен НПЗ составило не более 2-3% (на АИ-95 произошел даже рост на 3%), а цены мелкооптового и розничного сегментов находятся в растущем тренде», — указывают в службе.

«Таким образом ни понижательная тенденция мировой конъюнктуры, ни принятие мер защиты внутреннего рынка - установление повышенных ставок таможенных пошлин, существенно не повлияли на динамику цен внутреннего рынка», — негодует ФАС.

По данным ведомства, которое делает этот вывод на основе анализа динамики составляющих элементов цен на бензин, «уровень потребительских цен на топливо обусловлен необоснованным уровнем и динамикой цен в крупнооптовом и мелкооптовом звене». «При этом нарушаются права и законные интересы независимых АЗС и потребителей топлива», — констатирует служба.

Если компании, получившие письма-предупреждения, не обеспечат «условия приведения цен в соответствии с рыночной ситуацией», ФАС России может возбудить новые антимонопольные дела, говорится в сообщении.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей