Счетная палата раскрыла тайну «Домодедово»

Счетная палата раскрыла тайну «Домодедово»

Счетная палата РФ сумела выявить истинного владельца «Домодедово». Им является кипрская компания «Асьенда инвестментс лимитед», под управлением которой находятся 322 объекта недвижимости и инфраструктуры аэропорта. Факт собственности был установлен по результатам проверки, сообщает СП 3 мая.

В сообщении аудитора отмечается, что иностранная компания стала собственником аэропорта из-за пробела в законодательстве: вопросы правового статуса и режима международных аэропортов федерального значения действующим законодательством РФ не регулируются.

Счетной палате удалось не только найти конечного бенефициара компании, но и вынести свои суждения относительно эффективности «контроля со стороны Росавиации и Росимущества по использованию федеральных средств и федеральной собственности в аэропортах». По мнению аудиторов, данный контроль носит формальный характер.

В частности, Росавиацией не обеспечено эффективное выполнение полномочий собственника в отношении федерального имущества. В качестве подтверждения аудиторы ссылаются на отрицательные финансовые показатели ФГУП «Администрация аэропорта «Домодедово» за 2008 и 2009 годы. Более того, ФГУП оказалось должником ЗАО «Международный аэропорт Домодедово»: задолженность государственного предприятия перед коммерческим составляет 977 млн рублей.

Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации, отказался комментировать выводы Счетной палаты о неэффективном контроле ведомства в отношении аэропорта «Домодедово», сославшись на отсутствие официальных материалов от проверяющих.

ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово» основано в 1992 году на базе одноименного комплекса активов. Домодедово — крупнейший аэропорт России. Общий пассажиропоток в 2010 году составил 22,25 млн человек. Из Домодедово выполняют регулярные рейсы 77 авиакомпаний: 29 российских, 36 зарубежных, и 12 стран СНГ, полеты выполняются по 241 внутреннему и международному направлениям. По итогам 2010 года, по данным газеты «Ведомости», консолидированная выручка группы составила 29,98 млрд рублей, чистая прибыль — 7,69 млрд рублей.

Найти и обезглавить

Вопрос о конечных собственниках «Домодедово» был поставлен руководством страны в конце января, после теракта, унесшего жизни 37 человек. Тогда же президент Медведев потребовал от генпрокурора Юрия Чайки найти «неэффективных собственников».

В феврале Чайка отрапортовал президенту, что общался с собственниками аэропорта — СМИ предположили, что он имел в виду Дмитрия Каменщика и Валерия Когана.

Дело в том, что «Домодедово» последний раз раскрыло структуру собственности в 2005 году. На тот момент головной компанией группы был офшор FML Ltd, учрежденный гражданами острова Мэн Джейн Петерс (63,7%) и Шоном Каирнсу(36,3%). Параллельно считалось, что они являются лишь номинальными держателями бумаг, а реальные — председатель совета директоров Дмитрий Каменщик (номер 86 в списке Forbes 2011 года) и председатель наблюдательного совета группы East Line Валерий Коган (на 47-й строке рейтинга с состоянием в 2 млрд долларов).

Вероятно, президента февральский доклад Чайки не удовлетворил, и Генпрокуратура продолжила поиск реальных собственников аэропорта, который, кстати, платит государству ежедневно 1 млн долларов в виде налогов.

В итоге, 30 апреля Генпрокуратура заявила о невозможности обнаружить реальных собственников «Домодедово», подчеркнув, что такая ситуация недопустима. Чтобы избежать подобных коллизий в дальнейшем Генпрокуратура обратилась к Минтрансу с предложением разработать законопроект о запрете участия иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями.

По данным информационных агентств, ведомство Чайки также выступило с инициативой внесения изменений в правила сертификации аэропортов, предусматривающих обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках. Однако заместитель начальника отдела пресс-службы Минтранса Любовь Бритвина сообщила, что министерство еще не получало никаких предложений от Генпрокуратуры.

В ответ представители аэропорта заявили, что «структура владения «Домодедово» типична для российских холдинговых компаний и в полной мере соответствует законодательству России».

Схожего мнения придерживается и глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев. «В текущей структуре управления нет ничего противозаконного, противоестественного, и такая схема имеет полное право на существование. Большое количество аэропортов и холдинговых структур имеет бенефициаров, расположенных в офшорах», — говорит эксперт.

При этом, по словам эксперта, логику следует искать не в структуре собственности компании, а в последовательности негативных событий вокруг нее: «возникает ощущение, что все негативные события вокруг аэропорта, подогреваемые заявлениями чиновников, указывают на намерение пока не раскрывших себя структур, прибрать актив к рукам».

«Нормальным» использование офшоров считает и заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. «Большинство крупных и крупнейших российских предпринимателей используют офшоры, но не скрываются за ними. ФАС России располагает информацией о реальных владельцах, которая, как правило, является конфиденциальной», — заявил Цыганов.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей