Groupon задумался о миллиардах

Groupon задумался о миллиардахЕлена Масолова, основатель сервиса коллективных покупок Groupon Russia, считает существенными барьеры входа на рынок.

Скидочный интернет-сервис Groupon Inc планирует привлечь в ходе IPO порядка 1 млрд долларов. Об этом со ссылкой на источники в компании сообщает The Wall Street Journal. По данным издания, первичное размещение акций может быть организовано уже во втором полугодии 2011 года.

Андеррайтерами размещения Groupon намерен выбрать банки Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley. Вероятно, что в организации размещения примут участие еще два банка, одним из которых может стать J.P. Morgan Chase & Co.

Менеджмент оценивает компанию примерно в 15-20 млрд долларов. Это как минимум втрое больше оценки Groupon, использованной еще в январе этого года. Тогда компания привлекла от инвесторов 950 млн долларов за счет продажи акций дополнительной эмиссии. Стоимость продажи бумаг тогда составила 31,59 доллара за штуку. Исходя из этой оценки, стоимость интернет-сервиса составляла 4,75 млрд долларов.

Компания Groupon Inc основана в 2008 году. На начало 2011 года долями в компании владели основатель Эндрю Мэйсон, фонды Accel Partners, Battery Ventures, New Enterprise Associates. Российские компании Mail.ru Group и DST Global на двоих контролируют около 8% акций. Groupon — крупнейший в мире оператор скидочных сервисов. Компания договаривается с производителями товаров и услуг о скидках для пользователей в обмен на гарантии привлечения клиентов. Выручка в 2010 году составила 760 млн долларов.

Правда, еще в апреле 2010 года, инвесторы оценивали Groupon в 1,3 млрд долларов. Тогда, в ходе очередного транша по привлечению средств на развитие, компания получила 135 млн долларов. Одним из инвесторов выступил фонд Mail.ru Group.

Столь впечатляющая динамика стоимости связана со значительным ростом и операционных показателей. Если в конце 2009 года у Groupon было около 2 млн клиентов, то по итогам 2010 года их число превысило 50 млн человек. Всего в течение прошлого года бизнес компании перешел границы США и распространился в общей сложности на 35 стран, включая Россию, где Groupon приобрела аналогичный сервис Darberry. Партнерами Groupon являются более 58 000 торговых и сервисных компаний.

«Успех будущего IPO Groupon будет зависеть в значительной степени от цены размещения, — рассуждает аналитик ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина. — Безусловно, бизнес компании демонстрирует впечатляющую динамику, но нельзя не учитывать и риски, которым подвержен Groupon. Барьеры входа на рынок скидочных сервисов практически отсутствуют, что уже сейчас привело к росту конкуренции и наверняка окажет давление на маржу компании».

Только в Рунете уже сейчас не менее трех ресурсов, торгующих скидками. Главная статья расходов подобных бизнесов — заработная плата агентов, которые и привлекают партнеров для организации акций. При этом многие компании потребительского сектора, использовавшие скидочные сервисы для продвижения своих товаров и услуг, столкнулись с тем, что результат носит «разовый характер»: клиентский трафик резко увеличивается в моменте, но не ведет к существенному росту долгосрочной клиентской базы. В результате, по мере обострения конкуренции, торговцам скидками для привлечения новых партнеров придется снижать свое комиссионное вознаграждение, что негативно скажется на прибыли и рентабельности.

Сооснователь Groupon в России Елена Масолова это мнение не разделяет: «Барьеры входа на рынок существенны, и они взаимосвязаны. Это качество сделок, база подписчиков и эксклюзивные отношения с лучшими поставщиками». В качестве примера устойчивых позиций компании она сослалась на опыт проекта с социальной сетью «Одноклассники». В сети существует специальное приложение «Классные скидки», через которое пользователи получают доступ к скидочным предложениям Groupon.

По словам Лепетухиной, Groupon обладает двумя преимуществами. Первое заключается в глобальном характере бизнеса: в отличие от большинства конкурирующих сервисов, которые носят локальный характер, бизнес американской компании представлен сразу в нескольких странах, что может снизить издержки на маркетинг и рекламу. Второй уникальный актив компании — значительная клиентская база, которая включает в себя не только социально-демографические характеристики пользователей, но и их товарные предпочтения. Если Groupon сможет найти модель для монетизации непосредственно данного ресурса, то это существенно повысит инвестиционную привлекательность бизнеса компании.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей