«Шереметьево» и «Внуково» завяжут единым узлом

«Шереметьево» и «Внуково» завяжут единым узлом

Принято решение о создании объединенного комплекса аэропортов Москвы. «Мы с мэром Москвы, министром транспорта и представителями Минфина договорились о том, что объединим в единый комплекс аэропорты «Шереметьево», где у правительства России 100% акций, и аэропорт «Внуково», где у правительства Москвы 75% акций. По предварительной оценке, это будет стоить несколько десятков миллиардов рублей», — объявил премьер-министр России Владимир Путин 28 марта на совещании по вопросу развития московского авиаузла.

У государства нет цели вечно сидеть в этих активах, добавил глава правительства, передает РИА «Новости». «Этот шаг направлен на то, чтобы создать единый комплекс, обустроить его и потом по соответствующей рыночной цене вывести на рынок и приватизировать», — заявил он.

В будущем государство может отказаться от контроля в единой компании, заявил после совещания у премьера глава Минтранса Игорь Левитин, не уточнив сроков ни объединения аэропортов, ни приватизации.

Два против одного

Ранее предполагалось выставить на продажу 75-процентную долю московского правительства во «Внуково». Это должен был быть второй по стоимости актив на приватизацию (после Банка Москвы).

Однако столичная мэрия решила не торопиться с продажей доли «Внуково», которую оценили в 30 млрд рублей: на прошлой неделе заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры Николай Лямов заявил, что «вопрос продажи доли города во «Внуково» даже не стоит».

Исторические затраты Москвы на развитие «Внуково» составили около 45-50 млрд рублей. «Мы эти деньги заплатим из федерального бюджета городу Москва», — заявил Путин.

Мэр Москвы Сергей Собянин одобрил идею объединения двух аэропортов, и предложил обменять долю во «Внуково» на деньги, необходимые для строительства столичной подземки.

Объединение двух крупных аэропортов со сложившейся уже специализацией и пассажиропотоком достаточно сложный, но неизбежный процесс, отмечает Александр Филимонов, эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем». «На московском авиаузле существует парадоксальная ситуация. Аэропорты, имеющие госучастие на уровне более 75%, конкурируют друг с другом, развиваясь по собственным сценариям. Логичнее было бы сделать единую структуру с инфраструктурной специализацией и делением пассажиропотока, — говорит Филимонов. — Основным препятствием была фигура Юрия Лужкова, активно выступавшего за транспортную «самостоятельность» города».

Объединение двух транспортных узлов Москвы в единый комплекс может занять от трех до пяти лет, полагает аналитик Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова. «Необходимо будет провести серьезные работы по реструктурированию. Как минимум, необходимо будет скоординировать их деятельность, минимизировать дублирующиеся функции», — говорит аналитик.

Правительство рассчитывает на синергетический эффект от слияния «Внуково» и «Шереметьево». «В наших планах — увеличить пропускную способность трех основных московских аэропортов («Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково») в два раза, до 100 млн пассажиров к 2020 году», — объявил Владимир Путин.

По словам Собянина, при таком росте пассажиропотока необходимы будут расходы на увеличение скорости «аэроэкспрессов» (около 30 млрд рублей), и примерно столько же — на реконструкцию малого железнодорожного кольца, что позволит связать пассажиропотоки.

На развитие «Домодедово» — единственного аэропорта Московского авиаузла, принадлежащего частным собственникам — до 2020 года будет вложено до 2,5 млрд долларов частного капитала, заявил исполнительный директор «Домодедово» Денис Нуждин в ходе знакомства Владимира Путина с планами развития трех основных аэропортов столичной зоны.

На позициях «Домодедово» объединение двух аэропортов серьезно не скажется, считают эксперты. «Не исключено даже, что после приватизации объединенный комплекс окажется под руководством «Ист-лайна», — говорит Сергей Вехов, директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис».

Если «Домодедово» найдет способы финансирования строительства третьей взлетно-посадочной полосы, объединение «Внуково» с «Шереметьево» не скажется на его конкурентоспособности, считает аналитик инвестиционной компании Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андреянова.

Строительство третьей ВПП в «Домодедово» могло бы дать аэропорту такого крупного партнера, как «Аэрофлот». «В 2020 году надо делать ставку на «Домодедово», который может сыграть роль хаба международного значения, — заявил на совещании с Путиным глава крупнейшей российской авиакомпании Виталий Савельев. — Предлагаю отдельно рассмотреть решение по третьей полосе в «Домодедово». Перелетает ли «Аэрофлот» в «Домодедово» в 2020 году или остается в «Шереметьево», этот вопрос мы отдельно можем посмотреть и все взвесить. Важно закупая авиатехнику, понимать перспективы развития Московского авиаузла».

Между тем, «Домодедово» ждет роста пассажиропотока к 2020 году не в два, а в три раза. Как заявил Денис Нуждин, планируется увеличение пассажиропотока узла в 2020 году до 60 млн пассажиров в год.

«Домодедово» за 2010 год обслужил 22,2 млн человек, «Шереметьево» — 19,3 млн, а «Внуково» — 9,4 млн пассажиров.

В результате объединения выиграют все, считает эксперт АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов: «пассажиры, экономика, престиж страны, инфраструктуре которой предстоит «переварить» несколько миллионов туристов в 2014 и 2018 годах».

Но аэропорты должны конкурировать за клиента, за авиакомпании, говорит Сергей Вехов, директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис». «С объединением «Внуково» и «Шереметьево» бороться им станет не за кого и не за что, что может не в лучшую сторону сказаться на качестве их услуг», — опасается эксперт.

Военный аэродром поделится

Для нужд низкобюджетных авиапервозчиков Владимир Путин предложил использовать подмосковный аэродром «Раменское».

В «Раменском», находящемся в 3 км юго-западнее железнодорожной платформы «42 км» Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги, эксплуатируется крупнейшая в Европе взлетно-посадочная полоса длинной 5403 и шириной 120 метров, способная принимать любые воздушные суда без ограничения взлетной массы. По данным с официального сайта аэропорта, в нем функционирует пункт пропуска через государственную границу, оборудован таможенный пост. Впрочем, использование аэродрома в Раменском придется обсуждать с целым рядом ведомств: в «Раменском» базируются, в частности, ГУАП МЧС РФ, авиация МВД РФ и ФСБ.

«Есть в «Раменском» замечательная полоса, ничуть не меньше, чем в «Шереметьево». Можно было бы вполне туда переводить и чартеры, и низкобюджетные авиакомпании, потому что в таких аэропортах, как «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково», обслуживание достаточно дорогое. А там (в Раменском) можно минимизировать эти затраты», — отметил Путин.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей