Размещаем госзаказ у субъектов малого предпринимательства

Учреждениям приходится размещать заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства. Причем порядок размещения, равно как и размер обеспечения заявки, был скорректирован. Учесть новации поможет наш материал.
Поддержка предпринимателей – обязанность государства

Напомним, что в Российской Федерации существуют разные механизмы господдержки субъектов малого предпринимательства. Один из таких механизмов реализуется через систему государственных и муниципальных заказов и закреплен в статье 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ). Этот механизм сводится к следующему. За государственными и муниципальными заказчиками (за исключением закупок для нужд обороны страны и безопасности государства) закрепляется обязанность размещать заказы среди субъектов малого предпринимательства (ст. 15 Закона № 94-ФЗ). Проще говоря, заказчик создает «упрощенные» условия конкуренции для субъектов малого предпринимательства, при которых победитель выбирается не среди любых компаний (и крупных, и мелких) и физлиц, а только среди субъектов малого предпринимательства.

Порядок размещения госзаказа

«Упрощенные» условия конкуренции заказчики должны создавать строго в определенном размере, а именно: не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем, установленным постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 642 (далее – Перечень № 642).
Если заказчик уклоняется от своей обязанности и не размещает установленный в Законе № 94-ФЗ объем заказов среди малых предпринимателей, ему грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 50 000 руб. (ч. 11 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Но разместив заказ более чем на 20 процентов общего годового объема, учреждение также может быть привлечено к административной ответственности на основании части 12 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (за нарушения ограничения конкуренции на объем, превышающий 20 процентов).
В настоящее время подход к определению объема заказов, который надо размещать среди субъектов малого предпринимательства, претерпел корректировки, что следует из письма ФАС России от 9 сентября 2010 г. № АЦ/30282. Так, по мнению специалистов ФАС России, объем товаров (работ, услуг), размещение на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не должен учитываться в годовом объеме, исходя из которого определяется объем заказов, подлежащих размещению у субъектов малого предпринимательства. При этом если годовой объем составляет менее 100 тыс. руб., государственные и муниципальные заказчики не обязаны осуществлять процедуры, предусмотренные статьей 15 Закона № 94-ФЗ. Таким образом, объем заказов у субъектов малого предпринимательства следует считать от объема бюджетных средств, которые приходятся на товары, работы и услуги, включенные в Перечень № 642 и которые заказчик планирует размещать путем проведения торгов и запросов котировок. Суммы, которые заказчик расходует по статье 55 Закона № 94-ФЗ (за исключением п. 8, 9, 10, 11, 13 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ), в расчет включать не нужно.

Подводим итоги закупок

Торги и (или) запросы котировок среди субъектов малого предпринимательства проводятся в соответствии с общими правилами размещения заказов. Но особенности все-таки есть.
Во-первых, информация о проведении торгов и запроса котировок среди субъектов малого предпринимательства должна содержаться в извещении о проведении открытого конкурса (аукциона) или в извещении о проведении запроса котировок (ч. 3 ст. 15 Закона № 94-ФЗ).
Во-вторых, заявки могут быть поданы только участниками размещения заказа – субъектами малого предпринимательства, которые должны соответствовать требованиям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Если учреждение как заказчик проводит конкурс или запрос котировок среди субъектов малого предпринимательства, то свой статус участники размещения заказа подтверждают самостоятельно, декларируя в заявке свое соответствие требованиям статьи 4 Закона № 209-ФЗ. Основание – совместное письмо Минэкономразвития России № 5684-АП/Д05 и ФАС России № АЦ/10329 от 29 апреля 2008 г. Но если заказчик проводит открытый аукцион в электронной форме, документация об открытом аукционе не должна содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе заявки своего соответствия статусу субъекта малого предпринимательства. Такое разъяснение было размещено 5 августа 2010 года на официальном сайте ФАС России (www.fas.gov.ru).
В-третьих, при размещении заказов среди малых предпринимателей начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), установленную постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 237, то есть 15 млн руб. (ч. 1.1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ).
В-четвертых, при размещении заказов среди субъектов малого предпринимательства надо учитывать, что если раньше размер обеспечения заявок на участие в конкурсе, аукционе, открытом аукционе в электронной форме не должен был превышать 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), то теперь для торгов, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, он не может превышать 2 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Изменения были внесены Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. № 290-ФЗ и вступили в силу с 10 ноября 2010 года. Установление сниженного предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках.

Важно запомнить
За государственными и муниципальными заказчиками закрепляется обязанность размещать заказы среди субъектов малого предпринимательства. Уклонение грозит административной ответственностью. Причем размер обеспечения заявок на участие в конкурсе, аукционе, открытом аукционе в электронной форме не должен превышать 2 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №1, январь 2011 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей