Пакт Меркель-Саркози



Пакт Меркель-Саркози Канцлер Германии Ангела Меркель призывает всех к финансовой дисциплине. Фото: AP

Большинство стран ЕС — 25 из 27 государств-участников — на очередном саммите поддержали предлагаемое Германией бюджетное соглашение об ужесточении финансовой дисциплины. Чехия вслед за Великобританией выступила против этой инициативы, но остальные 25 государств намерены уже в марте подписать новое соглашение, которое задает основу более тесного бюджетного союза.

Бюджетный пакт, на принятии которого настаивает Германия, предписывает квазиавтоматические санкции к странам-нарушителям установленного ЕС ограничения по размеру дефицита, а также требует закрепления положений о сбалансированном бюджете в национальном законодательстве.

В ЕЦБ приветствуют достигнутую Европой договоренность. Европейский ЦБ давно требует, чтобы страны-участницы привели в порядок свои финансы. «Это первый шаг к бюджетному союзу. И это определенно укрепит доверие к еврозоне», — комментирует президент ЕЦБ Марио Драги.

Лидеры стран ЕС также договорились с июля ввести в действие Европейский механизм стабильности (ESM) — постоянный антикризисный фонд объемом 500 млрд евро, который будет оказывать поддержку перегруженным долгами странам.

США, Китай и МВФ добиваются, чтобы Европа увеличила объем фондов и укрепила финансовую защиту от распространения кризиса (так называемый финансовый файрвол), однако Меркель неоднократно выступала против дальнейшего засыпания еврозоны деньгами, настаивая, что таким образом проблемы не решить.

По итогам саммита, который официально был созван для обсуждения стратегии стимулирования подъема и создания новых рабочих мест, на пресс-конференции Меркель заявила, что договоренности о бюджете и постоянном фонде финансовой помощи в еврозоне — это небольшой, но важный шаг к восстановлению доверия.

Между тем многие экономисты не считают разумным сокращение расходов в нынешних экономических условиях. В ЕС существует мнение, что бюджетный пакт — это в основном политический жест, чтобы укрепить доверие к еврозоне и успокоить немецких избирателей, недовольных постоянным выписыванием финансовых чеков европериферии.

Противник бюджетной координации британский премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что новое соглашение между странами-членами ЕС «не налагает никаких обязательств» на Великобританию. Кэмерон между тем намерен следить за новыми договоренностями, «как ястреб», и заверяет, что новый договор не будет посягать на британские национальные интересы.

Великобритания оставила для себя статус наблюдателя в переговорах по бюджетному пакту, но, по мнению критиков, Кэмерон сдает позиции. В декабре, когда обсуждался предварительный проект, премьер-министр Великобритании наложил вето на договор о создании бюджетно-налогового союза. Он также заявлял, что Британия будет блокировать любые попытки использовать такие институты, как Европейская комиссия и Европейский суд, для нужд формирующегося внутри ЕС бюджетного союза. Впоследствии Кэмерон сообщил, что не будет ограничивать доступ к европейским институтам для стран, подписывающих соглашение, но будет принимать меры, если новое соглашение будет подрывать британские национальные интересы.

«Это в наших национальных интересах, чтобы европейские страны договорились и навели порядок с евро. Также в наших национальных интересах и то, чтобы новое соглашение не нарушало стабильность единого рынка и принципы, которые для нас важны. В противном случае мы примем необходимые меры», — передает BBC комментарий Кэмерона по итогам саммита.

«Закрепить законодательно германскую точку зрения на то, как следует управлять экономикой, причем такую, которая, по сути, объявляет кейнсианские принципы вне закона, — на такое мы не пойдем», — передает Reuters комментарий одного из британских политиков.

Страны, поддержавшие пакт, между тем дали понять Берлину, что поступиться национальным суверенитетом готовы лишь до определенной степени. Президент Франции Николя Саркози заявил, что выдвигавшаяся Германией инициатива о контроле ЕС над бюджетным процессом в Греции не была «разумной, демократической, эффективной».

Меркель тем не менее по-прежнему уверена, что в Греции требуется ужесточить контроль за соблюдением условий, предусмотренных программами финансовой помощи. Поскольку Афины не проводят согласованные реформы, необходимо более активное вмешательство, резюмирует позицию Меркель британская The Financial Times.

Греческий вопрос, между тем, по-прежнему не решен. Президент Франции Николя Саркози выразил надежду, что соглашение по списанию греческого долга с частным сектором будет достигнуто в ближайшие дни.

Премьер-министр Греции Лукас Пападемос заявил о существенном прогрессе в переговорах о реструктуризации, до конца недели может быть достигнуто окончательное соглашение с тройкой — ЕЦБ, Еврокомиссией и МВФ. Главные вопросы, которые предстоит урегулировать, касаются дальнейших сокращений расходов и реформ на рынке труда.

Тройка выделит очередной пакет помощи Греции только при условии, что Афины возьмут на себя эти обязательства, и только после достижения договоренности с частными держателями греческих облигаций о 50-процентном списании номинальной суммы долга, составляющей примерно 200 млрд евро.

Ранее частные инвесторы выдвинули условие, что минимальный приемлемый для них купон по новым облигациям, которые предполагается выпустить взамен принадлежащих им бумаг, составляет 4%. В то же время в Греции заявили, что не готовы платить более 3,5%. Из-за этого переговоры пришлось отложить.

Греция может объявить дефолт, если до марта не получит помощь. В марте наступает срок выплат по облигациям, должно быть выплачено 14,5 млрд евро. Финансовый пакет, как ожидается, составит 130 млрд евро. Но он может быть и больше — в зависимости от параметров участия частного сектора. Пакет должен быть окончательно утвержден к середине февраля.



Пакт Меркель-Саркози

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей