Кудрин позвал регионы на рынок

 Кудрин позвал регионы на рынок Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин считает, что регионам пора влезать в долги. Фото: Григорий Собченко/BFM.ru Субфедеральные заимствования будут становиться привлекательными как для российских, так и для иностранных инвесторов, и спрос на них будет расти. Об этом заявил вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин. «Регионам пора снова выходить на рынок заимствований, беспокоиться за свою кредитоспособность, повышать и получать кредитные рейтинги, выходить на рынок субфедеральных заимствований», — призвал министр в ходе празднования 350-летия присоединения Бурятии к России. По его словам, около 30 субъектов РФ являются надежными заемщиками. «Субфедеральные заимствования получают новую жизнь, в том числе в международном измерении», — считает министр. «Претендентами на выход на рынок займов могут быть регионы-доноры, то есть те, кто перечисляет в федеральный бюджет больше, чем получает из него. Интересно отметить тот факт, что число доноров постоянно сокращается на протяжении всех последних лет, и главным образом вследствие того, что Минфин России последовательно проводит политику консолидации всех налоговых поступлений в федеральном бюджете», — комментирует слова Кудрина заместитель председателя правления Меткомбанка (Вологодская область, город Череповец) Юрий Никишев. По его словам, регионам остаются налоги, наиболее трудные с точки зрения их администрирования и наиболее зависящие от экономической ситуации. «Те же налоги, которые собирать легче, а также слабо зависящие от положения дел в экономике (оборотные), уходят в центр. В связи с этим хотелось бы понять, можно ли считать заявление министра финансов началом отхода от политики бюджетного централизма», — задается вопросом Юрий Никишев. Начальник аналитического отдела банка «Российский капитал» Дмитрий Зелинский считает, что на первичном рынке долгов субъектов Федерации пока нет интересных бумаг». Кроме этого, увеличение объемов выпуска облигаций субъектов Федерации должно сопровождаться дополнительным распределением доходов от федерального центра к субъектам. Еще одно ограничение на размещение займов регионов вытекает из Бюджетного кодекса, говорит Юрий Никишев. «В соответствии с ним субъект Федерации может занимать только до определенной доли от объема своих доходов. И существование такого ограничения вполне оправдано, поскольку новейшая история России содержит достаточно большое количество примеров дефолтов по субфедеральным заимствованиям», — отмечает Никишев. Дмитрий Зелинский также считает, что государство должно контролировать соотношение валового дохода региона к объему его долга. При этом он говорит, что Минфину стоит подумать над разумным значением такого отношения, так как все регионы разные, и достаточно сложно установить для всех один коэффициент, так как в этом случае получится «средняя температура по больнице», а не реально работающее ограничение долговой нагрузки, — отмечает Зелинский. По словам Алексея Кудрина, в настоящее время «весь мир ищет новое приложение, новые сектора долговых обязательств». Министр считаeт, что при правильном надзоре и сохранении показателей кредитоспособности наших регионов очень большой интерес будет к их заимствованиям и у иностранных инвесторов. «Теоретически на международный рынок могут выходить те же регионы, что и на внутренний. Однако на практике все последние годы Минфин России практически запрещал регионам занимать в иностранной валюте. По моему мнению, такой запрет полностью оправдан», — говорит Юрий Никишев. «Субфедеральные заимствования интересны нам с той точки зрения, что Центральный банк РФ считает их менее рискованными, чем, например, кредиты корпоративным клиентам, и требует под них меньшее обеспечение собственным капиталом. Кроме того, они с большей легкостью попадают в ломбардный список ЦБ, то есть под них проще получить кредит последнего в случае возникновения в этом необходимости», — продолжает Никишев. Но при этом он замечает, что суровая практика показала ничуть не меньшую рискованность субфедеральных заимствований, нежели других типов вложений. «Наиболее яркий пример — последняя эпопея с долгами Московской области. И те, кто безоглядно считали их такими же надежными, как депозит в швейцарском банке, здорово пожалели о своей доверчивости», — говорит Юрий Никишев. Речь о том, что Московская область была гарантом по выпуску многих облигационных займов компаний, работающих с инфраструктурными проектами области. И в ходе кризиса 2008 года по этим облигациям произошел дефолт. «Для нормального обслуживания долга заемщик должен иметь денежные поступления в той же валюте, что и его долг. Иначе при резком падении курса рубля неизбежен дефолт. Кроме того, международный кредитный рейтинг большинства субъектов России по определению ниже, чем федеральный. И стоимость заимствований регионов по этой причине будет выше, чем страны в целом. Поэтому увеличение объема субфедеральных международных заимствований фактически означает удорожание обслуживания консолидированного государственного долга», — считает Юрий Никишев. Интерес к облигациям регионов, по мнению министра финансов, достаточно высок. По его словам, ставка 3–5-летних заимствований регионов составляет около 7% годовых. «Это вполне нормальные ставки, в ближайшие годы мы снизим инфляцию до 5% и ставки будут около 5%», — пообещал Алексей Кудрин. «Упадут ли ставки по региональным долгам до 5% годовых — это спорный вопрос, в ближайшие полгода я такого точно не ожидаю», — не поверил министру Дмитрий Зелинский. «И все же я надеюсь, что массового выхода регионов на рынок долга не будет. Новейшая история полна примерами того, что даже самые мощные экономики мира, такие как США, Германия, имеют массу проблем вследствие агрессивного роста объема задолженности их регионов. Я не думаю, что в нашей стране последствия будут менее тяжкими. А жить в регионе-банкроте — удовольствие ниже среднего», — считает Юрий Никишев. С его точки зрения, массовым выход может произойти, когда в нашей бюджетной системе окончательно оформится реальная экономическая независимость городов и районов, входящих в субъекты Федерации. Сейчас они практически полностью экономически бесправны с точки зрения действующего Бюджетного кодекса. Хотя даже в таких условиях некоторые из них ухитряются выпускать свои облигации.

Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей