Социальные выплаты увеличились

Социальные выплаты увеличились













фото: Наталия Губернаторова





Сторонники Владимира Путина его инициативы в социальной сфере, разумеется, горячо одобрили. «Надо всего лишь реализовать программу президента, и вы не узнаете страну» — одно время таков был официальный лозунг «Единой России». Но потом он как-то потускнел, и дело, конечно, во «всего лишь». Потому что для полномасштабной реализации социальных инициатив Владимира Путина «всего лишь» остро не хватает денег.

О чем предупреждали и эксперты. Экс-вице-премьер и министр финансов, лидер Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин еще 14 февраля прошлого года сказал: «Некоторые меры Путина поддержал бы, если бы были названы источники средств. Наращивать государственные расходы уже нельзя». Тогда же член правления Института современного развития (ИНСОР) Евгений Гонтмахер назвал принятые социальные обязательства «невыполнимыми» и даже «опасными для экономики».

Тем не менее предвыборные социальные обещания Владимира Путина выполняются. Не в сроки, не в полном объеме и зачастую в уродливых формах, но работа идет.

Наиболее конкретными и легко проверяемыми социальными обязательствами Путина были: «Начиная с этого года (2012-го. — «МК») субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона. Начиная с 1 сентября этого года (2012-го. — «МК») будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов — до размера средней зарплаты по региону. В течение же 2013–2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике».

Конечно, к 1 сентября 2012 года ничего толком сделать не удалось, несмотря на скандальный уход в отставку в октябре 2012 года министра регионального развития Олега Говоруна. Тем не менее в середине февраля 2013 года новый министр регионального развития Игорь Слюняев в присутствии «социального» вице-премьера Ольги Голодец доложил президенту, что в 54 регионах (больше половины!) зарплата учителей достигла средней по экономике региона, а зарплата преподавателей вузов — 150% от нее. Как видим, успехи есть.

К сожалению, методы достижения показателей оставляют желать лучшего. Федеральный бюджет на 2013 год и на период до 2015 года принят жесткий; введено в действие бюджетное правило. Расходы на образование и здравоохранение в нем сокращены. Социальные указы президента пришлось выполнять в основном за счет региональных бюджетов.

Региональные власти пошли двумя путями. Был использован механизм наращивания дефицита региональных бюджетов путем выпуска облигаций. Правительство, мягко говоря, это не одобрило, поскольку наращивание долга регионов увеличивает вероятность дефолтов и тем самым снижает устойчивость всей финансовой системы страны. В Госдуму был внесен законопроект, серьезно сокращающий возможности губернаторов по перераспределению средств внутри регионального бюджета.

Поэтому часто использовался второй, антисоциальный метод: сокращение штатов. Зарплаты повышались оставшимся за счет уволенных. Причем в наиболее уязвимом положении оказались преподаватели старшего возраста, работающие пенсионеры. Им не продлевали контракты и в полупринудительном порядке отправляли на заслуженный отдых. Конечно, часть впавших в возрастной маразм людей неплохо бы отстранить от общения со студентами и школьниками. Но виноваты ли они в том, что выход на пенсию означает мгновенное снижение доходов втрое, учитывая «сгорающие» доплаты?

Немалым поводом для обид и унижения людей в сфере образования стало расширение полномочий директоров школ и ректоров вузов. Самостоятельность — несомненное благо. Но нельзя считать таковым ситуацию, когда предоставленные руководителям возможности финансового маневра используются для давления или изгнания неугодных. Или для улучшения собственного материального положения, что приняло уже такие масштабы, что вызвало озабоченность государства.

«Все мы… говорим о необходимости реструктуризации в различных отраслях, но, как только реструктуризация начинается, начинается стон по всей Руси великой: и то нельзя трогать, и к этому нельзя подходить. Вот от этого мы должны уходить, избавиться от этого. Если понимаем, что надо делать, то надо делать, но в то же время делать надо с умом», — сетовал президент Путин в Послании Федеральному собранию в декабре 2012 года.

«14 октября 2012 года в первом чтении был принят закон, создающий прозрачный механизм оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений. Будет введено нормативное установление заработной платы; не будет нынешней ситуации, когда ректор может получать зарплату, равную всему остальному фонду оплаты труда в вузе», — тогда же конкретизировал председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. Сейчас документ принят окончательно и вступит в силу с 1 июня.

Помимо законодательных мер поможет и внедрение профессиональных стандартов (что неоднократно указывал в качестве социальной меры и Владимир Путин). Это действительно социальная защита для наемного работника: я требую у работодателя повышенную зарплату не потому, что я его друг или родственник, а потому, что я, например, опытный журналист. В доказательство могу предъявить свидетельства и сертификаты; процедура прозрачна.

В феврале 2012-го Владимир Путин говорил о 69 разработанных профессиональных стандартах и справедливо назвал их «каплей в море». В декабре 2012-го Андрей Исаев говорил о 805 стандартах и отметил, что этого недостаточно. Сейчас число стандартов перевалило за тысячу, но по сравнению с 7000 позиций классификатора специальностей этого мало (пользуясь случаем, ябедничаю: стандарты для журналистов не разработаны). Не в нас, конечно, дело, а в том, чтобы процесс найма на работу в стране проводился по прозрачным и справедливым критериям. Эта работа далека от завершения.

 





Социальные выплаты увеличились


















 

К сожалению, гораздо хуже обстоит дело в другой важной составляющей социальной политики: строительстве жилья. Госпрограмма «Доступное жилье» завершилась в 2010 году. Она кому-то помогла, для подавляющего большинства населения жилье доступным так и не стало. В кризисные и в 2011–2012 годы государство фактически не поддерживало жилищное строительство. В 2013 году должна начаться программа «Доступное жилье-2020», о запуске которой 3 декабря 2012 года объявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Но об успехах ее реализации пока не слышно, несмотря на громкую отставку в конце декабря всего руководства Госстроя. Планы срываются из-за отсутствия финансирования. На реализацию нужно 2 трлн руб. в год, в том числе 600 млрд из федерального бюджета, 400 млрд — из региональных и 1 трлн — из внебюджетных источников (по схеме государственно-частного партнерства). Увы, в бюджетах таких денег не нашлось, а бизнес инвестировать без государственного участия опасается. Надеялись на дополнительные доходы, однако 27 февраля на коллегии ФНС министр финансов Антон Силуанов дал понять, что в 2013-м их не будет. Поставленная президентом в Послании Федеральному собранию 12 декабря 2012 года задача обеспечения доступным жильем 60% населения (вместо нынешних 7–8%) явно под угрозой срыва.

Есть еще одна угроза: в 2016 году заканчивается действие госпрограммы по предоставлению материнского капитала женщинам, родившим второго и последующих детей. В 2013 году он составил 408 960,5 руб. Это серьезные деньги и большое подспорье. Но осталось менее трех лет. «Программа рассчитана до 2016 года… Проинформировать граждан мы с вами обязаны, так же как и обязаны подумать на тему о том, что делать с этой программой после 2016 года», — говорил Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 12 декабря прошлого года. Пока ничего о продолжении программы власти не придумали. Да и сложно это при нынешнем жестком бюджете. Но надежда остается.

Хотя бы потому, что в конце января премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что внесен законопроект, устанавливающий перечень организаций, имеющих право работать с материнским капиталом. «Речь идет о защите граждан от преступлений, связанных с хищением и неправомерными действиями со средствами материнского капитала. Чаще всего это происходит при заключении договоров займа на приобретение жилья», — сказал он.

Если программу не хотят продолжать, то и законопроект не нужен. А ведь он в очередной раз существенно расширяет сферу применения материнского капитала. Его теперь можно использовать не только как первый взнос по ипотеке, но и — на первую половину — начать строить и реконструировать дом своими силами. Вторую половину можно потратить на те же цели через полгода, если произведен монтаж фундамента, возведение стен и кровли или, в случае реконструкции, если жилая площадь увеличилась не менее чем на учетную норму 20 кв. м на человека, включая детей. Материнским капиталом можно также оплачивать посещение детьми детского сада. Причем как муниципального, так и частного.

Материнский капитал, безусловно, стал одним из главных социальных достижений властей. Теперь они хотят позаботиться и о сиротах. И не важно, вызвано ли это доброй волей или внешнеполитическими интригами; главное — деньги дают. Минфин подготовил законопроект об увеличении налоговых вычетов почти в 4 раза для усыновителей детей-инвалидов. «У нас есть часть работы, которую мы делаем в рамках реализации указа президента о защите детей-сирот; это налоговые льготы для усыновителей. Мы уже подготовили законопроект. Он предусматривает увеличение практически в 4 раза налогового вычета при усыновлении ребенка-инвалида», — сказал директор департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина Владимир Зеленский на совещании в Самаре 30 января под председательством вице-премьера РФ Ольги Голодец.

Но несмотря на призывы президента Путина обратить внимание на нужды инвалидов, их реальное положение в результате реализации новой социальной политики ухудшилось. Она предусматривает адресную поддержку и эффективную трату государственных денег, что неплохо. Однако местные чиновники часто понимают это так, что надо издать частокол инструкций, которыми и защититься в случае проверки. Некоторые из них являются шедеврами бюрократического жанра: например, инвалидов без рук и ног заставляют раз в полгода лично являться во ВТЭК и подтверждать инвалидность. Как будто утерянная конечность может отрасти, как у ящерицы! Другой напастью стала необходимость беднякам подтверждать свою бедность. Например, что не владеешь недвижимостью или автомобилем. Если дом есть, то специальная комиссия муниципалитета должна признать его небогатым. А при наличии автомобиля, даже сгнившего и аварийного, от которого лишь документы остались, в выплате социальной помощи, как правило, отказывают.

В целом реализация новой социальной политики идет очень трудно, с перекосами. Из-за недофинансирования она часто напоминает латание одних дыр за счет образования других. Но следует признать: работа ведется, и это благо. Год назад Владимир Путин начал свою статью так: «Россия — социальное государство». Будем надеяться, что она им станет.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей