Россия становится ключевой страной ВТО

Россия становится ключевой страной ВТО













фото: Наталия Губернаторова





ВТО, как известно, наследница ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле), была учреждена в 1995 году. Россия вступила в нее лишь 22 августа прошлого года после 17-летних переговоров. Но уже сейчас может сыграть в её дальнейшей судьбе ключевую роль.

25 февраля в Москве находился бывший министр торговли и индустриального развития Мексики, один из создателей Всемирной Торговой Организации (сейчас он занимается консультационным бизнесом, тесно связанным с ВТО) Эрминио Бланко Мендоса. Его приняли в МИДе и Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). В этих структурах он представил свою программу дальнейшего развития ВТО, так как баллотируется на пост её нового генерального директора.

Всего претендентов на столь высокий международный пост помимо Бланко еще восемь: Роберто Азеведо, бразильский постпред при ВТО; Анабель Гонсалес, министр внешней торговли Коста-Рики; Тим Гросер, министр торговли Новой Зеландии; Ахмад Хиндави, экс-министр промышленности и торговли Иордании; Мари Пангесту, министр туризма и креативной экономики Индонезии; Бак Тэ Хо, глава отдела по торговым переговорам министерства иностранных дел и внешней торговли Южной Кореи; Алан Джон Квадво Киерематан, бывший министр торговли Ганы; и Амин Мохамед, постоянный представитель Кении при ВТО.

Шансы у этих претендентов, разумеется не равны. Особенно у тех, кто представляет страны, по уровню развития экономики и ориентации во внешней политике наиболее близкие Западу. Не случайно, на этот раз ни одного представителя стран «золотого миллиарда», претендующего на пост гендиректора ВТО, практически нет, если не считать новозеландца Тима Гросера. Но он, выдвигая свою кандидатуру еще в сентябре 2012 года, признавался в том, у него никаких шансов нет, а участвует он в предвыборной гонке исключительно ради торгово-политического плюрализма.

Дело в том, что развивающиеся страны давно не устраивает то, что ключевые позиции в международных экономических организациях занимают либо представители США (Всемирный банк), либо ЕС (Международный валютный фонд).

Большую часть времени та же ситуация была характерна и для ВТО. Нынешний гендиректор француз Паскаль Лами ( с 2005 года) – бывший еврокомиссар по торговле (1999 – 2004 гг.), а до этого видный деятель Французской социалистической партии.

Еще ранее гендиректором ВТО был представитель Новой Зеландии Майкл Мур (1999-2002). Так что у Гросера действительно шансов крайне мало. Но, с другой стороны, с 2002 по 2005 годы ВТО возглавлял представитель Таиланда Супачай Панитчпакди. И это председательство было одним из самых неудачных. Вместо того, чтобы добиться компромисса между развитыми и развивающимися странами в рамках ВТО таиландец их только обострил. Не случайно, два срока подряд – с 2005 по 2013 годы у Паскаля Лами вообще не было конкурентов.

Разногласий между разными группами стран много. Но, пожалуй, ключевая, обострившаяся на раунде в Дохе в 2001 году – объемы субсидирования сельского хозяйства и соответственно размеры таможенных ставок. По разным данным, страны ЕС тратят на субсидии своим фермерам до $50 млрд в год, США – $19 млрд. Тогда как у развивающихся стран на это просто нет денег. Впрочем, Новая Зеландия, Австралия, Канада, Аргентина и ЮАР также практически своих фермеров не поддерживают. Во всяком случае, напрямую.

А импортные пошлины на аграрную продукцию в ЕС очень высоки. Так что спорить есть о чем.

Привлекает внимание, что ищущий поддержки у России (а в свое время Россия, еще не будучи формальным членом ВТО, поддержала кандидатуру Лами) мексиканец Бланко предлагает, в первую очередь, прекратить разногласия по Дохийскому раунду, то есть, достичь компромисса в аграрных разногласиях. В принципе ЕС уже сокращает помощь своим фермерам. Так, в 2007 году пострадали европроизводители сыра. В результате чего, он резко подорожал в России. Так что у Бланко есть шансы стать наиболее приемлемы кандидатом и для ЕС с США (о чем он сам в Москве и говорил) и для развивающихся стран.

Одно плохо. России пока нужно существенно поддерживать свой сельхозсектор. Поэтому как бы новый гендиректор ВТО не был бы избран не в нашу пользу.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей