Бюджет без соломки

 Бюджет без соломки
						 фото: РИА Новости

между тем

Дмитрий Медведев призвал учитывать программы развития моногородов в процессе формирования федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013—2014 годов. “Забывать о существовании этой проблемы нельзя”, — считает президент. Он подчеркнул, что финансирование моногородов, поступающее из федерального и региональных бюджетов, стимулирует предпринимательскую активность и создает дополнительный экономический эффект. В 2010 году такая господдержка инвестпрограмм была оказана 35 моногородам, а в 2011 году их круг был расширен еще на 15. “Нужно окончательно определиться с перспективами реализации этих программ. Проанализировать, что мы можем делать, чего мы делать не должны, что эффективно, а что — нет, — заявил Медведев. — В любом случае бросать эту тему неправильно, потому что мы понимаем, насколько сложной в социальном плане остается ситуация в моногородах и какие требуются особые меры, чтобы вывести их из этого очень тяжелого положения”. Также президент говорил о необходимости государственных инвестиций для успешного проведения технологической модернизации. “Государственные вложения должны быть катализатором для прихода частных инвестиций, а не просто государственными деньгами, которые идут на развитие отраслей промышленности”, — уверен Медведев.

Но в остальном документ не выбивается из тренда — он, как и другие финансовые планы за последнее время, получился военно-полицейским. Предстоит провести реформу денежного довольствия военнослужащих и работников правоохранительных органов, индексацию зарплат военным, силовикам и бюджетникам, а также перевод полиции полностью на федеральное обеспечение. Рост зарплат только силовиков за три года съест практически 1,7 трлн. руб.

У проекта бюджета есть и еще одна особенность: он довольно хитро скроен в плане социальных расходов. Постепенное уменьшение трат на образование связывается с передачей системы ПТУ на региональный уровень и завершением модернизации региональных систем общего образования. Уменьшение расходов на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано в основном тем, что денежные выплаты медикам будут осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, федеральный центр будет только спрашивать за выполнение этих обязательств. Кроме того, из-за снижения социальных взносов уменьшается фонд оплаты труда бюджетников. Но тут госказне не отвертеться — придется компенсировать выпадающие доходы Пенсионного фонда от снижения ставки социальных взносов до 30%. Только в 2012 году это обойдется в 270 млрд. руб.

Основное изменение в проекте — повышение прогнозной цены на нефть и увеличение собираемости налогов. Все это было пересчитано в доходы — и дефицит сократился с 2,7% до 1,5% ВВП в 2012 году. В 2012 году расходы составят 12,7 трлн. руб., в 2013-м — 13,7 трлн. руб., а в 2014-м — 14,6 трлн. руб. Доходы же составят 11,8, 12,7 и 14,1 трлн. руб. соответственно. Дыру в бюджете будут закрывать за счет госзаимствований и средств, поступающих от приватизации госактивов. Государственные копилки для латания дыр, как и прежде, не предназначены. Хотя Резервный фонд, который сейчас составляет 772 млрд. руб., к 2014 году достигнет 4,3 трлн. руб., Фонд национального благосостояния к 2014 году доползет «лишь» до 2,8 трлн. руб.

Такие ударные темпы роста экс-Стабфонда стали возможны благодаря повышенному прогнозу цен на нефть от Минэкономразвития (см. таблицу). В результате Минфин пересчитал проект бюджетной трехлетки, положив в основу $100 за баррель против $93 (июльский проект). В 2013 году — $97 (раньше было $95), а в 2014 году — опять $100 (вместо недавних $97). Кстати, в бюджетных прогнозах снизилась цена на нефть, при которой госказна сводит дебет с кредитом. Раньше предполагалось, что в 2014 году для этого потребуется $126 за баррель, а теперь хватит и $107, говорится в проекте.

И хотя Минэкономразвития на том же заседании правительства представило прогноз по стабилизации цены на нефть марки «Юралс» в 2012–2014 годах на уровне $97–101 за баррель, в реальности с этой цифрой случиться может всякое. И затяжной кризис в еврозоне намекает, что надо бы верить в лучшее, но деньги попридержать. Впрочем, глава Минфина Алексей Кудрин недавно уже популярно объяснил, что происходит, когда нет финансовой «подушки безопасности»: «Если мы не сможем те обязательства, которые приняты по оборонному заказу, социальные обязательства в ближайшие годы привести в соответствие с возможностями, то нам придется или сокращать обязательства, или повышать налоги. Я против повышения налогов».

 Бюджет без соломки


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей