Улюкаев: Крым станет всероссийским офшором

Улюкаев: Крым станет всероссийским офшором


Темпы роста ВВП практически обнулились. Если не пошли вспять. Вчера на заседании расширенной коллегии Минэкономразвития Алексей Улюкаев напомнил, что темпы экономического роста в первом квартале едва достигли 0,8%. При этом он почему-то не назвал еще одну цифру: если очистить этот показатель от календарной составляющей, то фактически российская экономика упала на 0,5% к показателям четвертого квартала прошлого года. То есть налицо рецессия (спад), что является признаком реального экономического кризиса. Что объясняется прежде всего резким спадом инвестиций. И не только государственных, а также госмонопольных (минус 20% в прошлом году), но и частных — минус 4,8% в первом квартале.

Конечно, не все так плохо. Неожиданно взбодрилась промышленность. По данным Улюкаева, в первом квартале она выросла на 1,1%, а обрабатывающая — вообще на все 2%. Впрочем, радоваться здесь особенно нечему. Просто сказалось резкое — более чем на 12% — падение курса рубля за первые три месяца этого года. Промышленники могли бы и больше подстегнуть свое производство. Плюс еще сохраняются небольшие темпы роста потребительского спроса за счет повышения зарплат бюджетникам. Но вознаграждения в частном секторе, как признает Улюкаев, давно «обнулились».

В общем — впереди не свет в конце туннеля, а возможное обрушение в новый кризис.

Ясно, что нужны нестандартные методы для стимулирования экономического роста. Но какие? Минэкономразвития уже давно предлагает смягчить бюджетное правило. Еще в прошлом году там выступали за то, чтобы инвестиции в нашу экономику из резервных фондов начались после того, как они достигнут 5% ВВП. Однако было принято решение о 7%. Но макроэкономическая ситуация не стоит на месте, а только ухудшается. Не случайно, 8 апреля замминистра экономического развития Андрей Клепач, представляя среднесрочный прогноз (крайне неблагоприятный), предложил смягчить бюджетное правило. То есть направить в бюджет для инвестиционных целей значительно больше нефтегазовых доходов, чем это разрешает бюджетное правило (цена отсечения в нашем бюджете $93 за баррель).

Для Минфина и Счетной палаты это оказалось жестким вызовом. Оба ведомства резко выступили против. По их мнению, необходимо эффективнее тратить уже выделенные деньги.

Тогда Улюкаев смягчил не само правило, а позицию Минэкономразвития. Сейчас он формально предлагает не изменять само бюджетное правило, а только его немного скорректировать, исходя из того, что дополнительные 900 млрд рублей по его расчету поступят в федеральный бюджет не из-за благоприятной конъюнктуры мирового рынка, а из-за банального падения курса рубля. А значит, их надо направить не в Резервный фонд, а потратить на стимулирование экономического роста.

И приоритетом здесь должны стать ассигнования в Крым и Севастополь. По подсчетам Минэкономразвития, в эти новые субъекты РФ необходимо направить в течение ближайших трех лет с целью их развития до 800 млрд рублей. Остальное они заработают сами, чтобы стать регионами-донорами. Для чего там будет создана новая особая экономическая зона с небывалыми для России налоговыми и таможенными льготами. Кроме того, по словам Улюкаева, в Крыму можно будет получить «удобный» флаг, и вообще именно этот полуостров выбран нашими властями в качестве своего рода внутреннего офшора, куда не мытьем, так катаньем переведут чуть ли не все российские капиталы, затаившееся в заморских налоговых гаванях.

Медведев впрямую не поддержал идею «смягчения» бюджетного правила, но заявил, что раз экономические условия меняются, то, значит, меняются и правила их регулирования. Что же касается Крыма, то, скорее всего, офшор там будет. Медведев эту идею отвергать не стал, но призвал больше не городить особые экономические зоны.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей