Парадокс Toyota

Парадокс ToyotaКнига «Экстремальная Toyota. Парадоксы успеха японского менеджмента» научит тому, что противоречия надо не избегать, а их создавать.

«Ныне марка Toyota прочно ассоциируется с высокой надежностью, качеством и функциональностью», — пишут авторы книги «Экстремальная Toyota. Парадоксы успеха японского менеджмента». Трое японцев, Эмми Осоно, Норихико Симидзу и Хиротака Такеути, потратили шесть лет на то, чтобы собрать уникальный материал о достаточно закрытой корпорации, — и все для того, чтобы к моменту выхода книги на русском языке Toyota уже не воспринималась ни синонимом высокой надежности, ни символом столь же высокого качества.

После отзыва миллионов бракованных автомобилей Toyota в последние годы, после землетрясения 11 марта, в результате которого Toyota пострадала больше других японских автопроизводителей, этот концерн утратил значительную часть своего ореола исключительности. Но это говорит не столько о проблемах самой Toyota, которые, разумеется, существуют, сколько о том, с какой скоростью происходят изменения в мировой экономике в XXI веке. В этом смысле любая книга о любой компании устаревает быстрее, чем это происходило еще несколько десятилетий назад.

Но люди по-прежнему покупают деловую литературу, и в этом есть смысл. В конечном счете, даже неудачи вчерашних несомненных лидеров очень поучительны. Не говоря уже о том, что сегодня деловая литература по степени драматизма может соперничать с самыми закрученными классическими детективами. А современный менеджмент основан на глубоком понимании законов психологии (а зачастую и психиатрии).

Представляем новый проект. Совместно с издательством «Альпина паблишерз» мы будем еженедельно, по пятницам, рецензировать самые дельные из выходящих на русском языке деловых книг. Это позволит вам в выходные дни знакомиться с опытом крупнейших мировых компаний и самых авторитетных экспертов в области бизнеса. С понедельника по пятницу наиболее важные из содержащихся в этих книгах мыслей будут приходить к вам ежедневно в виде «Советов дня» — это еще одна наша новая рубрика, тесно связанная с проектом по рецензированию деловой литературы.

Но вернемся к книге «Экстремальная Toyota». Ее авторы утверждают, что чем больше они знакомились с деятельностью Toyota, тем больше осознавали: успех компании связан не только со знаменитой производственной системой Toyota, но, прежде всего, с системой менеджмента компании, которая сознательно внедряет в свой стиль управления парадоксы и противоречия.

Наверное, иначе и быть не могло, если принять во внимание, что дебют Toyota состоялся в 1957 году — на пике могущества американских автомобильных гигантов, диктовавших мировую моду. Маленький японский уродец Toyopet Crown вызывал сочувственные улыбки. Впоследствии один из руководителей компании, то ли в шутку, то ли всерьез сказал, что Toyopet мог самостоятельно выехать на трассу — но только под гору.

От уродца Toyopet до недолгого лидерства Toyota в мировом автомобилестроении, достигнутого как раз перед началом мирового финансового кризиса, прошло всего полвека. Даже при всех неудачах последних лет никто не станет оспаривать несомненных достижений Toyota. Интересно, что эти успехи достигнуты с помощью такой организации труда, которая в любой другой компании свидетельствовала бы не о силе, а о слабости, замечают авторы.

В самом деле, Toyota остается удивительно консервативной организацией, топ-менеджмент которой состоит почти исключительно из мужчин. Эти мужчины проводят необъяснимо много времени на бесконечных совещаниях. На руководящих должностях занято слишком много персонала, в чьи обязанности не входят ни производственная сфера, ни финансовая.

Наконец, для концерна, производственные линии которого отличаются необычайной гибкостью, структура управления отличается необъяснимыми в XXI веке бюрократизмом и иерархичностью. Средний менеджер не может и мечтать о встрече с топами. Даже посетителей Toyota строят по ранжиру. Если вас принимает руководитель среднего звена, то секретарь попросит надеть беджик «Посетитель» и поприветствует полупоклоном на 35°. Если же вас ждет встреча с высшим руководством уровня вице-президента, то беджик не понадобится, а спина секретаря согнется ровно на 90°.

Секреты успеха «вопреки себе»

Но это все «цветочки» по сравнению с откровением, которым огорошивают вас авторы книги «Экстремальная Toyota». Оказывается, у компании «нет четкой стратегии»: «Кажется, что компания экспериментирует и пробует любые варианты, чтобы остаться лидером в автомобильной промышленности, и при этом пытается быть лучшей во всем, что делает».

Любой студент-первокурсник московской Высшей школы экономики объяснит вам, что попытка быть лучше всех во всех областях — самый прямой путь к катастрофе. Но почему-то в случае Toyota это не так.

С позиций устоявшихся представлений о том, что хорошо, а что плохо в корпоративных финансах, Toyota и в этой сфере должна была бы быть крайне неблагополучной компанией. Соотношение прибыли на вложенный капитал никак не впечатляет. Коэффициент выплаты дивидендов очень низкий — в среднем 20% от прибыли за последние десять лет к моменту выхода книги. Зато автопроизводитель вкладывает средства в кадры, принимая на работу множество сотрудников с прицелом использовать их потенциал в весьма отдаленном будущем. «Тенденция к накоплению капитала (Toyota за это прозвали « Toyota-банк») и человеческих ресурсов совершенно противоположна стратегии большинства успешных, хорошо управляемых, прибыльных компаний», — пишут авторы.

Если вы подумали, что Toyota щедро вознаграждает своих сотрудников, это тоже не так. Средняя годовая компенсация по 33 позициям руководящего состава составляет всего одну десятую от аналогичных показателей Ford. К этому еще надо добавить относительно низкую скорость продвижения по карьерной лестнице в Toyota. В 2007 году средний возраст правления компании составлял 61 год.

Еще одна странность: непропорционально высокое влияние основателей компании, членов семьи Тоёда на ее деятельность, и это несмотря на то, что их пакет акций составляет всего 2%. Для сравнения: половина акций компании BMW принадлежит семейству Квандт, говорится в книге.

Одним словом, «с точки зрения обычной деловой практики Toyota успешна вопреки себе», пишут авторы. Однако «именно этот кажущийся парадокс и есть ее ключ к успеху». Причем руководство концерна слово «парадокс» совершенно не смущает, оно эти парадоксы сознательно культивирует. По словам вице-президента компании Акио Мацубары, Toyota сознательно поддерживает определенный уровень напряжения у персонала. Одновременно циркулирует 3-4 конкурирующих предложения на одну тему: «Никто не ищет компромиссов. Мы обсуждаем все до конца со всеми подразделениями. Таким образом, мы всегда выбираем наилучшее решение», — говорит вице-президент, отвечающий за кадры.

Вкладывать гигантские средства в обучение персонала, чтобы в итоге оплачивать его хуже, чем в среднем по отрасли, и сознательно создавать в компании атмосферу постоянного напряжения во имя принятия наиболее оптимальных решений, — это только один из парадоксов управления Toyota. Чтобы узнать остальные, вам придется прочитать книгу.

Где купить:

1. Купить книгу "Экстремальная Toyota" в Интернет-магазине "Альпина Паблишерз"

2. Купить книгу Экстремальная Toyota в Интернет-магазине OZON.ru


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей