Изменения налогового законодательства

Изменения налогового законодательства

С 2012 года начали действовать многочисленные поправки, внесенные в налоговое законодательство. Изменения затронули как общие вопросы налогового администрирования, так и порядок налогообложения по конкретным налогам: на прибыль, добавленную стоимость, доходы физических лиц и др. Об основных нововведениях – в нашей статье.

Общие положения

В первую часть Налогового кодекса РФ добавлен новый раздел о порядке определения рыночных цен и правовом регулировании сделок между взаимозависимыми лицами, а также глава о создании консолидированных групп налогоплательщиков.

Определение рыночных цен

В частности, вводится новое понятие «контролируемые сделки» – это сделки, цены которых налоговые органы вправе проверить на соответствие рыночным.
К ним относятся следующие сделки:
– между взаимозависимыми лицами;
– в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
– одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в офшорах.
При этом указанные виды сделок признаются контролируемыми только при соблюдении условий, определенных Налоговым кодексом РФ.
В то же время существуют исключения, когда сделки даже при соблюдении установленных требований не признаются контролируемыми:
1) сделки между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков;
2) сделки между лицами, которые соответствуют одновременно всем следующим условиям:
– стороны сделки зарегистрированы в одном субъекте РФ;
– у них нет обособленных подразделений в других регионах, а также за рубежом;
– они не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других регионов Российской Федерации;
– у данных организаций нет убытков, учитываемых в целях налога на прибыль;
– отсутствуют обстоятельства для признания сделок, совершаемых такими лицами, контролируемыми в соответствии с подпунктами 2–5 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.
Значительно расширен перечень оснований, по которым лица признаются взаимозависимыми.
При этом организации и физические лица вправе самостоятельно признать себя взаимозависимыми по любым другим основаниям, если особенности отношений между ними могут повлиять на какое-либо одно из обстоятельств или на их совокупность (п. 6 ст. 105.1 Налогового кодекса РФ).
При заключении сделок с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных, налогоплательщик вправе:
– уплатить налоги исходя из рыночных цен;
– уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль, а также перечислять НДС и НДПИ за налоговые периоды, заканчивающиеся в течение календарного года, исходя из фактических цен сделки. А по окончании года самостоятельно скорректировать налоговую базу и доплатить налоги, если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов.
При этом основная обязанность налогоплательщиков заключается в необходимости сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения обо всех совершенных в течение календарного года контролируемых сделках (п. 1, 2 ст. 105.16 Налогового кодекса РФ).
Новый вид налоговых проверок установлен с 1 января 2012 года: проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (ст. 105.17 Налогового кодекса РФ). Причем проверять соответствие цен рыночным в рамках выездной или камеральной проверки теперь нельзя.
Крупнейшие налогоплательщики вправе заключить с ФНС России соглашение о ценообразовании.
Если ФНС России по результатам проверки доначислила одному из участников сделки налоги, другой участник контролируемой сделки вправе скорректировать свои налоговые обязательства. >|Подробнее о порядке определения рыночных цен и правовом регулировании сделок между взаимозависимыми лицами читайте в статье, опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 11, 2011, стр. 24.|<

Консолидированная группа налогоплательщиков

Это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 Налогового кодекса РФ). Исчисление и уплату налога (авансовых платежей) производит ответственный участник указанного объединения.
Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана российскими организациями при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других компаний и доля участия в каждой из них составляет не менее 90 процентов. Группа создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль (п. 7 ст. 25.2 Налогового кодекса РФ).
В то же время есть и ограничения. Так, некоторые организации не могут быть участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Это, в частности, резиденты особых экономических зон, компании, которые применяют специальные налоговые режимы, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др.
Для создания консолидированной группы налогоплательщиков участники должны заключить договор, требования к которому определены в пункте 2 статьи 25.3 Налогового кодекса РФ.
Консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана с 1 января 2012 года. Для этого следует представить в налоговый орган необходимые документы не позднее 31 марта 2012 года.

Исчисление и уплата налогов

Рассмотрим поправки, внесенные в механизм исчисления конкретных налогов.

Налог на добавленную стоимость

Ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не облагаются налогом на добавленную стоимость (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Однако применение данной нормы нередко приводило к спорам с налоговыми органами из-за неоднозначности ее толкования.
В частности, возникал вопрос, какие именно работы по ремонту, реставрации и восстановлению памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых сооружений следует освобождать от обложения НДС. Споры касались и применения льготы при реставрации вновь выявленного памятника истории и культуры до включения его в Единый госреестр объектов культурного наследия. Налоговики также отказывали в применении освобождения от уплаты НДС при ведении реставрационных работ по причине ненадлежащего документального подтверждения.
С 1 января 2012 года перечисленные проблемы при применении указанной льготы возникать не будут. В новой редакции прямо указано, что в целях применения льготы работы должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Освобождение применяется также, если работы осуществляются на выявленном объекте культурного наследия.
Кроме того, теперь определено, при представлении каких документов можно использовать льготу. Помимо лицензии на осуществление деятельности по реставрации памятников и соответствующего разрешения на проведение работ налоговикам необходимо будет представить справку об отнесении здания к объектам культурного наследия, а также копию договора на выполнение указанных работ (услуг).

Налог на прибыль организаций

Изменен порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки при определении налоговой базы по налогу на прибыль. >|Подробнее о порядке учета расходов на НИОКР читайте в статье, опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 9, 2011, стр. 28.|<
Теперь четко определен перечень расходов на НИОКР. Расходы налогоплательщика на указанные работы признаются для целей налогообложения независимо от их результата после завершения этих исследований или разработок (отдельных этапов работ) и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки.
С 2012 года данные расходы включаются в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования или разработки (отдельные этапы работ).
Отметим, что ранее указанные расходы на НИОКР учитывались равномерно в течение одного года с момента завершения соответствующих исследований и разработок.
Организации вправе создавать резервы предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки. Порядок создания таких резервов определен в новой статье 267.2 Налогового кодекса РФ.
Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки определены также в новой статье 332.1 кодекса.
Согласно положениям данной статьи, в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму произведенных расходов на НИОКР.
При этом учет следует вести в разрезе группировок по видам работ (договорам) всех осуществленных расходов.
Обратите внимание: затраты организации на НИОКР, начатые до 1 января 2012 года, но завершенные после этой даты, могут учитываться по новым правилам в периоде их завершения. Как отмечено в письме Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/495, такое возможно при условии, что налоговый учет данных расходов ведется по новым правилам.
Расширен перечень доходов, не учитываемых при определении базы по налогу на прибыль. В него включены доходы товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов и управляющих организаций в виде средств, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах на финансирование ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).
Согласно новой редакции подпункта 35 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, с 1 января 2012 года в прочие расходы включаются затраты, связанные с внедрением технологий производства, а также методов организации производства и управления.
Обратите внимание: ранее в этом подпункте говорилось о расходах некапитального характера, связанных с совершенствованием технологии, организации производства и управления.

Налог на доходы физических лиц

С 1 января 2012 года вычет на первого и второго ребенка, находящегося на обеспечении родителя (усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя), увеличен до 1400 руб.
Вычет на третьего и каждого последующего ребенка и на ребенка-инвалида составляет 3000 руб. за каждый месяц ( подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ). В то же время отменен ежемесячный стандартный вычет в размере 400 руб. >|Подробнее о стандартных вычетах и правилах их предоставления читайте в статье, опубликованной на стр. 50 журнала.|<
Руководителям организаций, их заместителям и главным бухгалтерам при расторжении трудового договора в определенных случаях полагается компенсация. Например, если расторжение трудового договора связано со сменой собственника имущества организации, новый собственник обязан выплатить указанным лицам компенсацию в размере не ниже трех среднемесячных заработков согласно статье 181 Трудового кодекса РФ.
Начиная с 2012 года данные выплаты облагаются НДФЛ в части, превышающей трехкратный размер среднемесячного заработка.
Отметим, что ранее не облагалась вся сумма компенсации, которая выплачивалась руководителю (заместителю, главбуху) при увольнении (см. письмо Минфина России от 23 мая 2011 г. № 03-04-06/6-118).
Суммы выплат рядовым работникам в виде выходного пособия, среднемесячного заработка на период трудоустройства также теперь облагаются НДФЛ в части, превышающей в совокупности трехкратный размер среднемесячного заработка. При этом для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлен шестикратный размер среднемесячного заработка (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
От обложения НДФЛ освобождались суммы, выплачиваемые работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, которые включались в расходы по налогу на прибыль. Однако применение данного освобождения ограничивалось 1 января 2012 года. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 330-ФЗ ограничение отменено. Таким образом, теперь не только в 2012-м, но и в последующих годах работодатели не должны удерживать НДФЛ при перечислении подобных выплат.
Кроме того, как и ранее, суммы указанных компенсаций организации вправе учитывать в своих расходах по налогу на прибыль (п. 24.1 ст. 255 Налогового кодекса РФ).
Важно запомнить

При определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если ФНС России не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (ст. 105.3 Налогового кодекса РФ).

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №2, февраль 2012 г.


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей