Операторов связи могут съесть облака

Операторов связи могут съесть облака Директор по маркетингу и работе с партнерами компании Parallels Константин Анисимов. Фото предоставлено компанией компанией Parallels

Облачные вычисления, «облака», cloud computing — все это название одной и той же бизнес-модели потребления IT, которая в последнее время стала не просто трендом, как говорят аналитики, а модной «фишкой». В то же время ничего принципиального нового в этой бизнес-модели нет. Облака — это просто более общий термин уже известных вещей, когда IT-услуги предоставляются и, соответственно, потребляются из удаленного консолидированного дата-центра через Интернет. При этом услуга формируется автоматически и может масштабироваться. Тем не менее, по мнению экспертов, эта модель способна сильно повлиять, например, на передел телекоммуникационного рынка.

Стоит отметить, что тема облачных вычислений действительно стала очень модной в последнее время. По крайней мере, ни одно серьезное мероприятие в области информационно-коммуникационных технологий сегодня не обходится без разговоров об «облаках». Cloud computing стала одной из основных тем Cisco Expo, Microsoft собирается посвятить этой технологии конференцию «Платформа 2011», об этом поговорили и на конференции NetApp Innovation, и на международном форуме VMworld 2010 и даже сотрудники учебных центров в области IT обсудили «облака» и последствия их появления.

В то же время компания IDC выпустила отчет о своем исследовании российского рынка облачных услуг (Russia Public IT Cloud Services Market 2010–2014 Forecast and 2009 Analysis). В нем она отмечает, что в настоящее время этот рынок в России находится на начальной стадии развития. Так, по результатам прошлого года его общий объем составил только 4,8 млн долларов. При этом большую часть этих денег заработали компании, предлагающие услуги AaaS (приложение как услуга). На их долю пришлось 94% всего объема рынка. Еще 4% достались сегменту IaaS (инфраструктура как услуга), а оставшиеся 2% — PaaS (платформа как услуга). Такие рыночные показатели не очень коррелируют с тем вниманием, которое IT-рынок уделяет технологии облачных вычислений.

Российский облачный рынок можно сравнить с айсбергом

Ситуацию с облачными вычислениями BFM.ru прокомментировал директор по маркетингу и работе с партнерами компании Parallels Константин Анисимов. (В настоящее время большая часть дохода компании приходится на решения по организации и управлению «облачными» услугами.)

— Бытует мнение, что Россия сильно отстает от Запада в области информационных технологий. Там официальные SaaS-поставщики имеют многомиллиардные обороты. Многие считают, что в России все очень близко к нулю. Та же IDC приводит цифру объема рынка облачных вычислений в 4,8 млн долларов. С точки зрения всего российского IT-рынка, объем которого составляет несколько миллиардов долларов, облачный рынок находится на уровне погрешности, которую можно даже не увидеть.

По оценке Parallels, все обстоит несколько иначе. Российский облачный рынок можно сравнить с айсбергом, когда видимая часть составляет небольшую долю от всего объема. Сегодня и IDC, и многие другие не замечают значительную часть этого рынка из-за того, что классификация и терминология в этой области еще не очень устоялась.

В России есть рынок хостинга в 150 млн долларов, который с конца 1990-х обеспечивает по облачному принципу рядовые IT-потребности малого бизнеса. Фактически хостеры предлагают возможности IaaS (инфраструктурные возможности в аренду из облака). Тем не менее, IDC не относит хостинг к облачным сервисам, поскольку, по их мнению, он не соответствует важной характеристике cloud — эти услуги нельзя масштабировать. В своих исследованиях они ориентируются на опыт Amazon с их Amazon Elastic Compute Cloud (сервис по предоставлению вычислительных мощностей в облаке), который легко позволяет масштабировать IT-инфраструктуру в случае, если у вас сегодня 10 пользователей, а завтра их станет миллион. Но таких случаев практически и не бывает в природе. Кроме того, пределы масштабирования в определениях тоже не указаны.

С другой стороны, например, хостеры продают аналогичные сервисы виртуальных частных серверов. Да, они не могут так масштабироваться — они могут быть увеличены в десятки, но не в тысячи раз. Но я как пользователь знаю только, что это дает мне возможность не покупать себе сервер, а просто арендовать его с нужными мне техническими характеристиками. Мы сейчас выпускаем новый продукт — Cloud Utility Computing, который позволяет любому хостеру построить свой Amazon Elastic Compute Cloud только с большим функционалом. Хостеры очень быстро на этот продукт смигрируют. Но для пользователей ничего особенно не изменится. Он как владел виртуальным сервером, так и будет им владеть, не зная, что тот размещается теперь не на одном сервере, а на мега-кластере. А уж пользователь точно не сможет сказать, облачная это услуга или нет.

А есть другой пример: компания «СКБ Контур» предоставляет сервис сдачи отчетности в фискальные органы практически каждому второму малому бизнесу в нашей стране. Это интернет-сервис, который представляет собой определенную и вполне облачную услугу. Все признаки этого есть. Но его упорно не считают в отчетах. Та же IDC в своей методике говорит, что это не чистый облачный сервис. Хотя в США, например, исследовательские компании учитывают деятельность фирмы Intuit, предлагающей аналогичный сервис. То есть получается, что IDC посчитала лишь те компании, которые только начинают свой облачный бизнес и официально сами заявляют, что они относятся к числу поставщиков таких сервисов. Как раз их совокупный доход и составляет 5 млн долларов.

Российский облачный айсберг очень большой. Более того, очень быстро он весь или почти весь «всплывет». Поэтому мы считаем, что потенциал нашего рынка даже сейчас гораздо выше, чем указано в отчете IDC. На порядок. Перспектива рынка еще интереснее. Потому что раньше хостили только сайт


Другие новости по теме:




Популярные новости
ФинОмен в соц.сетях:
Календарь
Архив новостей